Пианистка Нина Коган стала выступать с отцом с 13 лет
Посмотрел 11 ноября на телеканале «Культура» очередную передачу «Сати. Нескучная классика» о выдающемся скрипаче Леониде Когане. В фильме упоминалось о том, что 14 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Леонида Борисовича. Его дочь Нина Леонидовна и скрипач и музыкальный критик Евгений Семенович Баранкин отвечали на вопросы ведущей Сати Спиваковой. К сожалению, в Интернет попал лишь 59-секундный фрагмент от этой 40-минутной передачи (
Видео от Телеканала "Россия-Культура" - смотреть онлайн в поиске Яндекса по Видео).
А в чем дело? Посмею предположить: Нина Леонидовна впервые предметно рассказала о «конфликте» своего отца с министром культуры Демичевым. А «конфликт» заключался в том, что заслуженный скрипач пытался приобрести (в Госколлекции?) еще одну скрипку (Страдивари?), чтобы расширить палитру своего и без того высокого исполнительского искусства. А министр Демичев попросту отказывался принять и выслушать Леонида Когана. По рассказу дочери в упомянутой передаче«Сати. Нескучная классика», отец отмечал в дневнике каждую попытку дозвониться до министра, и таких неудачных попыток было несколько сотен! И Леонид Борисович очень переживал из-за этого, нервничал и жаловался дочери на сердце. Потому, мол, он и умер так рано - в 58 лет!
В Интернете упоминаются лишь предпосылки к этой трагической истории, например (
Нина Коган: Отец жил только скрипкой | Музыкальная жизнь):
- А скрипки каких мастеров он предпочитал? Его основной инструмент был Гварнери дель Джезу - на нем играл последние годы…
- Еще он брал в Госколлекции Страдивари. Отцу чего-то не хватало в Гварнери, он искал какие-то иные качества звука, и, будучи музыкантом высочайшего уровня, предъявлял к инструменту особые требования. Папа мечтал купить новую скрипку, но ему не разрешили. В СССР существовало правило: советские граждане могли находиться за границей не более 90 дней в году. Отца часто приглашали, но за него в Госконцерте отказывались - говорили, что он занят, болен и так далее. Он просил разрешить ему больше выезжать, он, естественно, готов был отдавать львиную часть гонорара, чтобы только заработать на скрипку. В этом усмотрели тайную мысль, что он хочет уехать, или что мы все это сделаем. И запретили. Перестали выпускать на гастроли одновременно папу и [брата] Павла. А потом маму, потом меня… Его не принимал министр, к которому он пытался попасть на прием. У меня все эти документы есть в архиве.
По-видимому, упомянутые документы станут доступны историкам и музыковедам лишь через сколько-то лет после кончины 70-летней Нины Леонидовны (кстати, доставленной в студию Сати Спиваковой в инвалидном кресле). В общем, «Софья Власьевна» зарабатывала немало «инвалютных бабок» на зарубежных гастролях Леонида Когана и кроме того повышала свой «культурный престиж», а затем руками «министра культуры» Демичева стала гнобить его. В интервью Нины Коган журналу «Музыкальная жизнь» упоминается и такой эпизод:
Его карьера складывалась непросто, поначалу его никуда не выпускали. Но потом случилась знаменитая история, когда [бельгийская] Королева Елизавета написала письмо Сталину, что она обращается к Генералиссимусу и просит «прислать делегацию советских скрипачей на конкурс моего имени, который мы вновь возобновляем после войны». Мама стала лауреатом в Брюсселе в 1937 году, а этот конкурс проводили в 1951-м. И королева попросила, чтобы в жюри от СССР обязательно был Давид Ойстрах.
А к тому времени уже состоялись отборочные прослушивания, и папу не пустили. Должен был ехать Игорь Ойстрах, сын Давида Федоровича. А папа уехал с концертами по Волге, зарабатывать деньги.
Но когда пришло это письмо, Сталин написал короткую резолюцию: «Послать и победить». Сразу нашли Ойстраха, и тот сказал, что если нужна первая премия, то ее может завоевать только Коган. Папу срочно разыскали на гастролях, привезли в Москву. Ойстрах снял своего сына, мотивируя тем, что у того что-то с руками. Папа рассказывал, какая нервозная обстановка сложилась, как его теребили перед финалом сотрудники нашей дипломатической миссии: «Пожалуйста, займите первое место, иначе нам будет очень плохо». Он выиграл конкурс, и с этого все пошло.
Леонид Борисович Коган успев заработать престижный лейбл - «советский Паганини», скончался в 58 лет от сердечного приступа и был похоронен на Новодевичьем кладбище (
Коган, Леонид Борисович - Википедия).