Сол Беллоу "Хендерсон, повелитель дождя"

Aug 06, 2014 00:24

Оригинал взят у klasha в Сол Беллоу "Хендерсон, повелитель дождя"
Главный герой - американский миллионер Юджин Хендерсон - отправляется в Африку, следуя своему внутреннему голосу, который непрестанно твердит "Хочу!Хочу". На загадочном континенте американец надеется понять, чего же именно он хочет и может ли стать обладателем "того самого".
Говорить о герои этой книги почти невозможно. Он сам все за себя рассказал. Повествование от первого лица. С очень пристальным вниманием к собственной персоне. Так что тут критики могут давать тысячи характеристик герою - они все уже есть в книге.
Причем геройский монолог развернут во времени таким образом, как будто сейчас герой рассказывает вам всю историю от начала и до конца и даже не только рассказывает вам ее, а сам находится в центре какого-то действия, о котором мы с вами скоро узнаем. А он еще тоже сам не совсем знает, что произойдет. Одного-единственного эпизода в самом конце - и вот вся история вас к этому эпизоду и ведет. Герой оборачивается на свою жизнь, о многом вспоминает, о чем-то несколько раз, но весь этот монолог, повторюсь, детерминирован в определенном направлении, если так можно сказать. Такая необычная динамика в книге создается.
Динамика эта стимулирует читателя к поглощению читаемого в очень быстрых темпах. И вроде бы интересно, и хочется побыстрей в метро засесть с книжечкой, убежать из душного офиса. Но ближе к финалу - напряжение резко спадает и интерес постепенно уменьшается. То есть интерес от того, что же произойдет и как повернется сюжет, перестает быть с кривым изломом. По сути, ничего такого "сверх" по сюжету и не происходит. И это в какой-то стпени разочаровывает, так как весь ход книги к чему-то нас готовит. Но с уменьшением сюжетной скорости, нарастает скорость интереса к тому, что сам герой говорит о себе. И я поймала себя на том, что начала возвращаться на несколько шагов назад и перечитывать - к тому, о чем герой говорил, когда вспоминал свою жизнь до Африки. И вот тут уже начинается настоящий диалог - с автором. И вот тут уже, выкинув весь экзотический антураж и сюжетный интерес, начинаешь смотреть и слушать, что же это тебе Сол Беллоу пытается впарить?
И хотя пытается он впарить то, что и все остальные нобелевские лауреаты и те, кто не стал призерами означенной премии - страх смерти, место человека во Вселенной, предназначении жизни и т.д. - это не лишено большого интереса и своеобразной изящности, и заставило меня вдруг поднять глаза где-то на перегоне между Славянским бульваром и Парком Победы и окинуть всех соседей-пассажировом задумчивым, туманным взглядом.

Previous post Next post
Up