Честно говоря. я очень соскучилась по дому после почти трех недель работы в болгарской математической школе.
Поэтому развлекаю себя, как могу.
В том числе и придумывая на ходу сценарии занятий.
Итак, занятия по темам "Чёрный ящик" и "Шифры" у малышей.
Я вдруг вспомнила книгу Туве Янссон "Шляпа волшебника".
Шляпа волшебника - это отличная модель
чёрного ящика.
Гостиная опустела. А в углу, между комодом и дверью на кухню,
осталась шляпа Волшебника с яичной скорлупой. И тут сотворилось чудо:
яичная скорлупа начала преображаться.
Дело в том, что всякая вещь, если она достаточно долго пролежит в
шляпе Волшебника, превращается в нечто совершенно иное -- и никогда
нельзя знать заранее, во что именно. Муми-папе ужасно повезло, что
шляпа ему не подошла: побудь он в ней чуточку подольше -- и только
покровителю всех троллей и Сниффов известно, какая участь его ожидала.
Муми-папа заработал лишь легкую головную боль (которая прошла
после обеда). Зато яичные скорлупки, оставшиеся в шляпе, мало-помалу
начали менять свой вид. Они сохранили белый цвет, но все росли и росли
в размерах и стали мягкими и пухлыми. Немного погодя они целиком
заполнили шляпу, а потом из шляпы выпорхнули пять маленьких круглых
тучек. Они выплыли на веранду, мягко спустились с крыльца и повисли в
воздухе над самой землей. А в шляпе Волшебника стало пусто.
А язык Тофслы и Вифслы чем не пример зашифрованной речи?
Пусть дети поговорят на нём.
Для дошкольников и первоклассников - это непростая задача.
Как-то ранним утром в начале августа на горе, примерно в том же
месте, где Снифф нашел шляпу Волшебника, появились два путника --
Тофсла и Вифсла.
Они остановились на вершине и оглядели Муми-дол. Тофсла был в
красной шапочке. Вифсла нес большой чемодан. Они пришли издалека и
очень устали. Внизу под ними из трубы Муми-дома, выглядывавшего из-за
серебристых тополей и сливовых деревьев, курился утренний дымок.
-- Дымсла, -- сказал Вифсла.
-- Что-то готовслят, -- кивнул Тофсла, и они начали спускаться в
долину, переговариваясь между собой на удивительном языке, известном
только тофслам и вифслам. И хотя их понимают не все, главное, лишь бы
они понимали друг друга.
-- Каксла по-твоему, к ним можно войтисла? -- спросил Тофсла.
-- Этосла смотря чтосла и каксла, -- сказал Вифсла. -- Только не
бойсла, если нас встреслят плохсла.
Они осторожно приблизились к дому и робко стали у крыльца.
-- Ну как, постучимсла? -- спросил Тофсла. -- А вдругсла
кто-нибудь выйдет и раскричитсла?
Сегодня прямо перед самым занятием "В худшем случае"
я решила отказаться от идеи с шарами и носками-перчатками.
По дороге из столовой я захватила из преподавательской коробку из-под офисной бумаги
и бумагу для записи 4 цветов.
Ножницами проделала дырку в крышке.
Малыши наперебой вытягивали бумажки.
Сначала решали задачу, когда у нас одна розовая, одна зелёная, одна голубая и одна жёлтая.
А потом две розовых, две зелёных, две голубых и две жёлтых.
![](http://s019.radikal.ru/i632/1708/b9/e694add48942.jpg)
Обсуждали, какой случай лучший, а какой худший
![](http://s019.radikal.ru/i608/1708/54/dae54adabddft.jpg)
PS положу сюда ссылочку на детской праздник по мотивам героев Туве
http://www.papmambook.ru/articles/3382/