История эта началась месяца два назад. YouTube предложил мне какое-то интервью опального режиссёра Крымова.
И в этом интервью режиссёра спросили про Хабенского и про спектакль «Серёжа», который идёт без фамилии Крымова.
Хабенский сам собой решил заменить уехавшего актёра-иноагента Белого. И отсылает теперь Крымову записи спектаклей. Крымов дал добро на то, что спектакль будет идти без его фамилии, Крымов смотрит видео-отчеты Хабенского, сказал, что по сравнению с осенью 2022 зимой 2023 у Константина-актёра виден прогресс.
Ага, подумала я, если режиссёр так философски смотрит на ситуацию, то надо идти. Переступить через отношение Хабенского с властью.
Но на этот спектакль странная система продажи билетов.
Я через какое-то подпольное агенство перекупщиков купила.
https://klarissa45.livejournal.com/628996.htmlВ бельэтаж за 5500.
Боялась, что по «левому» билету меня не пустят.
Пустили.
И вот, что я вам хочу написать про Хабенского и спектакль.
Программка стоит 100 рублей. И на ней ноль информации.
Ну да в строчке режиссер - РЕЖИССЁР. И сплошные QR коды. Типа наведите и посмотрите.
Отлично, лет через 50 будет свидетельством борьбы режима с инакомыслием.
Толстого от церкви отлучали, однако в школе проходят.
Для тех, кто не в курсе. Спектакль «Серёжа» поставлен по «Анне Карениной» Толстого, «Жизни и судьбе» Гроссмана и по
«Последним вопросам» Льва Рубинштейна.
Вот я и начну с текста Рубинштейна и актрисы, играющей Анну.
https://youtu.be/XI9VLO3bCl0 Click to view
Режиссер взял из романа Толстого несколько глав.
Чтобы поговорить с нами о нашей жизни.
Как Волшебник в "Обыкновенном чуде" Шварца.
Мне захотелось поговорить с тобой о любви.
Но я волшебник.
И я взял и собрал людей и перетасовал их,
и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала.
Наша жизнь - это бесконечный круговорот.
В одном купе поезда в начале спектакля встречаются две женщины - Анна и мать Вронского.
У одной сын 28 лет, а у другой 8.
И как же они похожи.
Потому что в спектакле Вронский - очкарик, увалень, недотепа и маменькин сынок.
Сережа Каренин такой же очкарик, хулиганистый мальчик с большим количеством мамок-нянек, гувернаток и гувернеров.
Вырастет Серёжа и станет Вронским.
А Вронский вероятно остепенится, займет высокий пост и женится на девушке,
которая будет ровесницей его незаконорожденной дочери. Или даже младше.
Хотя нет. Там же революция случится. А потом гражданская война.
Или что там у нас обычно случается?
Митинги, выстрелы, эмиграция, закрытые границы, царская охранка-КГБ-ФСБ, психушка, прослушка,пьянство, разврат, сума, тюрьма, далее везде и всегда.
Сцена в спектакле наклонена. Очень удобно.
Театральный реквизит можно большими швабрами сталкивать вперед в большое суфлерское окошко или наоборот к заднику ( или как он там у них называется).
Вот так и последующие жильцы выбрасывают ненужные вещи предыдущих.
После красивой сцены грехопадения Анны появляется Каренин-Хабенский.
Он произносит текст Льва Николаевича, но он обращен ко мне, а не к Анне.
…я должен предостеречь тебя…
Я хочу предостеречь тебя в том, что по неосмотрительности и легкомыслию ты можешь подать в свете повод говорить о тебе…
Я вот что намерен сказать, и я прошу тебя выслушать меня. Я признаю, как ты знаешь, ревность чувством оскорбительным и унизительным и никогда не позволю себе руководиться этим чувством; но есть известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно. Нынче не я заметил, но, судя по впечатлению, какое было произведено на общество, все заметили, что ты вела и держала себя не совсем так, как можно было желать…
Входить во все подробности твоих чувств я не имею права и вообще считаю это бесполезным и даже вредным. Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Твои чувства - это дело твоей совести; но я обязан пред тобою, пред собой, пред богом указать тебе твои обязанности…
Очень может быть, повторяю, тебе покажутся совершенно напрасными и неуместными мои слова; может быть, они вызваны моим заблуждением. В таком случае я прошу тебя извинить меня. Но если ты сама чувствуешь, что есть хоть малейшие основания, то я тебя прошу подумать…
Ну нет! Я не права в чём? В том, что против СВО? Против власти?
А он, режиссёр Хабенский, сохраняет театр? Лавирует и выкручивается?
Ловко он придумал! В роли Каренина попросить у всех прощения в Прощёное воскресенье!
Вспомнилось у Володина
Простите, простите, простите меня.
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня.
От чувств меня переполняющих я расплакалась. И продолжала хлюпать носом весь антракт.
Но вот наступило второе отделение. И Хабенский вообще отошел на второй план.
Вместе со своими словами снова от Льва Николаевича.
Я игнорию это. Я игнорирую это до тех пор пока...
Вот и я игнорирую их всех. Каренина, Вронского.
Осталась одна Анна. Вот она сообщает Вронскому о беременности. Вот она читает текст пьесы "Анна Каренина", поставленной на этих же подмостках в 1937 году Немировичем-Данченко. Вот рассказывает свой сон. И наконец рожает. Кукольного ребенка неведомого пола с очень длинной пуповиной. Ее долго не обрезают. Но понятно, что это рано или поздно случится.
Я вспоминаю на миг, как рубили косы девушкам в спектакле Туминаса.
https://klarissa45.livejournal.com/615736.html А потом Анна вспоминает про сына Сёрежу. До этого момента Серёжа был большой мягкой куклой. И вдруг он стал мальчиком из плоти и крови.
Но Анна не смогла его обнять и прижать к себе. Мальчик медленно опускается в люк под сценой.
Анне приносят пальто и платок, она вдруг становится героиней романа Гроссмана и попадает в 1943 год.
И зовут её уже не Анна, и сын её уже не Серёжа.
А мы, зрители, мы кто? Мы где? Мы с кем? Мы зачем в этой стране? Поели-поспали-поработали-выпили-закусили-родили-вырастили-отправилинафронт-похоронили?
PS Дмитрий Крымов: «Когда-то мой папа, Анатолий Васильевич Эфрос, ставя свой знаменитый спектакль «Месяц в деревне», хотел взять эпиграфом к нему стихи Пастернака:
О, если бы я только мог,
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
А Инна Натановна Соловьева, узнав, что Маша Смольникова играет Анну Каренину после своей Му-Му, смешной восьмилетней девочки, нелепо погибшей на наших глазах в рассвете своей влюбленности в театр и в жизнь, подумала секунду и сказала: «А, понятно: обе погибают из-за любви…»
Нам хотелось сделать «Анну Каренину», как очередной бунинский «Солнечный удар» - быстро, нежно и страшно. Но наш спектакль «Сережа» - это не «Анна Каренина». Это спектакль по мотивам великого романа, даже, я бы сказал, по отдаленным мотивам <…> Это все будет похоже на Толстого, но меньше, короче. Как бы фрагмент. А Сережа - это сын Анны Аркадьевны Карениной, мальчик, тоже восьми лет, который и стоит в центре этого «Солнечного удара», когда все смешалось, не только в доме Облонских, но и вообще».