История эта началась месяца два назад. YouTube предложил мне какое-то интервью опального режиссёра Крымова.
И в этом интервью режиссёра спросили про Хабенского и про спектакль «Серёжа», который идёт без фамилии Крымова.
Хабенский сам собой решил заменить уехавшего актёра-иноагента Белого. И отсылает теперь Крымову записи спектаклей. Крымов дал добро на то, что спектакль будет идти без его фамилии, Крымов смотрит видео-отчеты Хабенского, сказал, что по сравнению с осенью 2022 зимой 2023 у Константина-актёра виден прогресс.
Ага, подумала я, если режиссёр так философски смотрит на ситуацию, то надо идти. Переступить через отношение Хабенского с властью.
Но на этот спектакль странная система продажи билетов.
Я через какое-то подпольное агенство перекупщиков купила.
https://klarissa45.livejournal.com/628996.htmlВ бельэтаж за 5500.
Боялась, что по «левому» билету меня не пустят.
Пустили.
И вот, что я вам хочу написать про Хабенского и спектакль.
Программка стоит 100 рублей. И на ней ноль информации.
Ну да в строчке режиссер - РЕЖИССЁР. И сплошные QR коды. Типа наведите и посмотрите.
Отлично, лет через 50 будет свидетельством борьбы режима с инакомыслием.
Толстого от церкви отлучали, однако в школе проходят.
Для тех, кто не в курсе. Спектакль «Серёжа» поставлен по «Анне Карениной» Толстого, «Жизни и судьбе» Гроссмана и по
«Последним вопросам» Льва Рубинштейна.
Вот я и начну с текста Рубинштейна и актрисы, играющей Анну.
https://youtu.be/XI9VLO3bCl0 Click to view
Режиссер взял из романа Толстого несколько глав.
Чтобы поговорить с нами о нашей жизни.
Как Волшебник в "Обыкновенном чуде" Шварца.
Мне захотелось поговорить с тобой о любви.
Но я волшебник.
И я взял и собрал людей и перетасовал их,
и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала.
Наша жизнь - это бесконечный круговорот.
В одном купе поезда в начале спектакля встречаются две женщины - Анна и мать Вронского.
У одной сын 28 лет, а у другой 8.
И как же они похожи.
Потому что в спектакле Вронский - очкарик, увалень, недотепа и маменькин сынок.
Сережа Каренин такой же очкарик, хулиганистый мальчик с большим количеством мамок-нянек, гувернаток и гувернеров.
Вырастет Серёжа и станет Вронским.
А Вронский вероятно остепенится, займет высокий пост и женится на девушке,
которая будет ровесницей его незаконорожденной дочери. Или даже младше.
Хотя нет. Там же революция случится. А потом гражданская война.
Или что там у нас обычно случается?
Митинги, выстрелы, эмиграция, закрытые границы, царская охранка-КГБ-ФСБ, психушка, прослушка,пьянство, разврат, сума, тюрьма, далее везде и всегда.
Сцена в спектакле наклонена. Очень удобно.
Театральный реквизит можно большими швабрами сталкивать вперед в большое суфлерское окошко или наоборот к заднику ( или как он там у них называется).
Вот так и последующие жильцы выбрасывают ненужные вещи предыдущих.
После красивой сцены грехопадения Анны появляется Каренин-Хабенский.
Он произносит текст Льва Николаевича, но он обращен ко мне, а не к Анне.
…я должен предостеречь тебя…
Я хочу предостеречь тебя в том, что по неосмотрительности и легкомыслию ты можешь подать в свете повод говорить о тебе…
Я вот что намерен сказать, и я прошу тебя выслушать меня. Я признаю, как ты знаешь, ревность чувством оскорбительным и унизительным и никогда не позволю себе руководиться этим чувством; но есть известные законы приличия, которые нельзя преступать безнаказанно. Нынче не я заметил, но, судя по впечатлению, какое было произведено на общество, все заметили, что ты вела и держала себя не совсем так, как можно было желать…
Входить во все подробности твоих чувств я не имею права и вообще считаю это бесполезным и даже вредным. Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно. Твои чувства - это дело твоей совести; но я обязан пред тобою, пред собой, пред богом указать тебе твои обязанности…
Очень может быть, повторяю, тебе покажутся совершенно напрасными и неуместными мои слова; может быть, они вызваны моим заблуждением. В таком случае я прошу тебя извинить меня. Но если ты сама чувствуешь, что есть хоть малейшие основания, то я тебя прошу подумать…
Ну нет! Я не права в чём? В том, что против СВО? Против власти?
А он, режиссёр Хабенский, сохраняет театр? Лавирует и выкручивается?
Ловко он придумал! В роли Каренина попросить у всех прощения в Прощёное воскресенье!
Вспомнилось у Володина
Простите, простите, простите меня.
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня.
От чувств меня переполняющих я расплакалась. И продолжала хлюпать носом весь антракт.
Но вот наступило второе отделение. И Хабенский вообще отошел на второй план.
Вместе со своими словами снова от Льва Николаевича.
Я игнорию это. Я игнорирую это до тех пор пока...
Вот и я игнорирую их всех. Каренина, Вронского.
Осталась одна Анна. Вот она сообщает Вронскому о беременности. Вот она читает текст пьесы "Анна Каренина", поставленной на этих же подмостках в 1937 году Немировичем-Данченко. Вот рассказывает свой сон. И наконец рожает. Кукольного ребенка неведомого пола с очень длинной пуповиной. Ее долго не обрезают. Но понятно, что это рано или поздно случится.
Я вспоминаю на миг, как рубили косы девушкам в спектакле Туминаса.
https://klarissa45.livejournal.com/615736.html А потом Анна вспоминает про сына Сёрежу. До этого момента Серёжа был большой мягкой куклой. И вдруг он стал мальчиком из плоти и крови.
Но Анна не смогла его обнять и прижать к себе. Мальчик медленно опускается в люк под сценой.
Анне приносят пальто и платок, она вдруг становится героиней романа Гроссмана и попадает в 1943 год.
И зовут её уже не Анна, и сын её уже не Серёжа.
А мы, зрители, мы кто? Мы где? Мы с кем? Мы зачем в этой стране? Поели-поспали-поработали-выпили-закусили-родили-вырастили-отправилинафронт-похоронили?
PS Дмитрий Крымов: «Когда-то мой папа, Анатолий Васильевич Эфрос, ставя свой знаменитый спектакль «Месяц в деревне», хотел взять эпиграфом к нему стихи Пастернака:
О, если бы я только мог,
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
А Инна Натановна Соловьева, узнав, что Маша Смольникова играет Анну Каренину после своей Му-Му, смешной восьмилетней девочки, нелепо погибшей на наших глазах в рассвете своей влюбленности в театр и в жизнь, подумала секунду и сказала: «А, понятно: обе погибают из-за любви…»
Нам хотелось сделать «Анну Каренину», как очередной бунинский «Солнечный удар» - быстро, нежно и страшно. Но наш спектакль «Сережа» - это не «Анна Каренина». Это спектакль по мотивам великого романа, даже, я бы сказал, по отдаленным мотивам <…> Это все будет похоже на Толстого, но меньше, короче. Как бы фрагмент. А Сережа - это сын Анны Аркадьевны Карениной, мальчик, тоже восьми лет, который и стоит в центре этого «Солнечного удара», когда все смешалось, не только в доме Облонских, но и вообще».
PPS Утьюб на момент начала 2025 года не работает. Лев Рубинштейн погиб.
Скопирую сюда, а то вдруг ссылка не будет работать.
ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ
(Из спектакля Дмитрия Крымова «Сережа»)
Вопрос первый.
Где они все? Куда делись? Что с ними стало? Кто помнит? Кто сможет рассказать? Кто? Где?
Второй вопрос.
Не помните ли случайно, какие семьи бывают похожи друг на друга?
Третий вопрос.
На что бывают похожи все счастливые семьи?
Четвертый вопрос.
Какая семья несчастлива как-нибудь по-своему?
Пятый вопрос.
Как именно несчастлива каждая несчастливая семья?
Вопрос шестой.
Кто сможет рассказать об этом? Кто-нибудь помнит? Помнит кто-нибудь, я вас спрашиваю?
Далее:
В чьем доме все смешалось?
Далее:
Что смешалось в доме Облонских?
Далее:
И что там было на катке, на балу, в поезде туда, в поезде обратно? Что там было?
10
Откуда прибыл тот поезд, кто-нибудь помнит?
11
А другой поезд откуда? И куда он следовал? И что там случилось?
12
А что случилось еще где-нибудь?
13.
А еще хоть что-нибудь где-нибудь было? Было или нет? Было? Нет?
14.
Если было, то что?
15.
Если нет, то почему не было?
16.
И почему все именно так, а не как-нибудь еще?
17.
А почему вдруг ни с того ни с сего - уши? Чьи уши? Зачем? И при чем тут вообще уши?
18.
А кто там с кем переписывался одними лишь первыми буквами слов? И кто помнит, о чем была эта переписка? И кто помнит, чем все это закончилось? Кто помнит? Ну-ка, ну-ка, ну-ка!
19.
А кто там родился? Мальчик? Девочка? Кто?
20.
Как назвали, помнит кто-нибудь?
21
А кто болел, болел, а потом все же выздоровел? Кто?
22.
А умер кто?
23.
А еще кто умер?
24.
Кто помнит?
25.
И почему все именно так, а не иначе?
26.
А что там такое было про сенокос? Не помните? Ну как же! Жаркий день, мокрая рубаха, квас, мужики. Неужели не помните?
27.
А про охоту что там такое было? Небось, и не вспомнить уже?
28.
А что за разговоры? О чем они, эти разговоры? Помнит кто-нибудь, о чем они, эти разговоры?
29.
Ну, а это о чем:
30.
«Отчего же не
Потушить свечу, когда
Смотреть больше не на что, когда
Гадко смотреть на все это? Но как? Зачем
Этот кондуктор пробежал по жердочке, зачем
Они кричат, эти молодые люди в том вагоне? Зачем
Они говорят, зачем
Они смеются?»
31.
Зачем?
32.
А что было потом? Было потом что? Что потом было?
33.
И откуда все-таки прибыл тот самый поезд? И куда он шел? Кто-нибудь помнит? Никто не помнит? Неужели никто? Совсем, совсем никто?
34.
Да и имеет ли это теперь хотя бы какое-нибудь значение?
35.
И почему все именно так, а не иначе?
36.
Именно так?
37.
А не иначе?
38.
И вообще!
39.
Что!
40.
Все это!
41.
Значит!