С 1 сентября!

Sep 01, 2023 12:23





Отрывок из статьи Юрия Манина «Математика как профессия и призвание».
Полностью в книге
Математика как метафора ( МЦНМО, 2008 год)

« Математику, как и любую другую профессию, можно рассматривать с разных точек зрения; я начну с самой личной.
Когда мне было лет 12-13, я обнаружил, что азарт, взлеты радости и горькие разочарования вызывает у меня такое неожиданное занятие, как чтение гранвилевского курса анализа в русском переводе Лузина, вышедшем в свет в 1 году. Я нашел эту книжку на чердаке у моего приятеля. Помимо прочего стандартного материала, в ней содержалось и небезызвестное эпсилон-дельта определение непрерыв- ной функции. Поборовшись с этим определением какое-то время (было жаркое крымское лето; я сидел под запыленной яблоней), я так разозлился, что выкопал неглубокую ямку, закопал книгу под деревом и с отвращением ушел. Через час начался дождь. Я ринулся назад к яблоне и откопал бедную книгу. Так я понял, что я ее все-таки люблю.
Вскоре я узнал, что математике учат в Московском университете; что у выдающихся математиков выходят собрания сочинений (мама подарила мне «Избранные труды» И. М. Виноградова на день рожде- ния); что можно взять в библиотеке журнал «Известия АН СССР. Серия математическая» и попробовать прочитать то, что там написано (я на многих страницах конспектировал статью Ю. В. Линника о простых числах в арифметических прогрессиях). Чего я так и не понимал -- это почему, собственно, меня все это привлекало, но постепенно я научился принимать это как должное и жить с этим.
Я полагаю, что это чувство глубокой личной вовлеченности, впервые пережитое в раннем возрасте, знакомо многим, и что оно является психологической основой, благодаря которой возникло и существует сообщество математиков (музыкантов, философов, поэтов, священников...) -- поверх всех границ между племенами, государствами и эпохами. Однако же это чувство могло бы быть канализовано и в другом направлении, если бы общество и история не обеспечили выбор возможных карьер, ожидающих того, кто это чувство испытывает. (Что бы делали полвека назад все те, кто сейчас с таким азартом пишут большие компьютерные программы? Дональд Кнут задал этот риторический вопрос в 1 году на конференции памяти Мухаммеда аль-Хорезми, от имени которого происходит слово «алгоритм».)
Похоже, что человечество как таковое, или его коллективное бессознательное, испытывает периодические приливы и отливы энтузиазма по поводу различных видов деятельности. Мы, математики, являемся всего лишь частью еще большего сообщества ученых, занимающихся исследованиями, обучающих следующее поколение, сотрудничающих с промышленностью, медициной и бизнесом в деле создания и сохранения инфраструктуры нашей цивилизации. Эта цивилизация создавалась в климате, сформированном Просвещением, а затем промышленной революцией; теперь ее система ценностей размывается под влиянием «ньюэйджевских» разочарований (вероятно, эта тенденция восходит еще к Шпенглеру). Науку сурово осуждают за работу на войну, за разрушение окружающей среды, и вообще за то, что она вносит вклад в нелепые восторги -- в то время как надвигается катастрофа.
Найти интеллектуальные аргументы против всего этого несложно, но слишком часто их никто не слышит. Не помогли же эти аргументы Александру Гротендику -- одному из наиболее творческих математиков XX века, который острее, чем большинство из нас, чувствовал опасности неконтролируемого развития.
Так что же нам делать? Закопать книгу под деревом и с отвращением уйти?
Конечно же, я так не считаю. Я убежден, что наука, и в частности математика, не является движущей силой нашей цивилизации. Карты и машины у нас есть действительно благодаря науке, но наука не решает за нас, куда нам идти надо, а куда не следует. Думать иначе значило бы вернуться в эпоху архаического восприятия знания как одного из видов магии, когда человек, предсказавший затмение или то, как разрешится некоторая ситуация с неясным исходом, рассматривался как колдун, вызывающий события с помощью манипуляций с их символическими представлениями.
На самом деле биологической функцией мысли является не вызывать, а предотвращать спонтанные реакции, а основной социальной функцией науки в наши дни, возможно, является приостановка лихорадочной активности постиндустриального общества.
Но даже если это и так, вовсе не эти соображения движут теми, кого привлекают занятия математикой или физикой…»

Юрий Манин родился в Симферополе, в семье студентов Крымского педагогического института Ивана Гавриловича Манина (1913-1943) и Ревекки Зиновьевны Миллер[4][5]. Отец окончил географический факультет и был оставлен преподавателем там же. Мать окончила филологический факультет и позднее защитила кандидатскую диссертацию о писателе и декабристе А. А. Бестужеве. Детские годы в Симферополе провёл в доме бабушки и дедушки со стороны матери по улице Субхи, дом 16. С началом Великой Отечественной войны семья была эвакуирована с пединститутом в Махачкалу, оттуда в Чарджоу и в Мирзачуль. Отец пропал без вести на фронте осенью 1943 года (по другим сведениям - 1941).

В 1945 году вернулся с матерью в Симферополь (мать позже была главным редактором художественной литературы в Крымиздате, но была уволена в ходе кампании по борьбе с космополитизмом). В школьном возрасте на Юрия Манина большое влияние оказала книга Виноградова «Основы теории чисел», и в 15 лет он отослал Виноградову полученное им обобщение формулы для числа целых точек в круге.

В 1953 году окончил среднюю школу с золотой медалью и поступил на механико-математический факультет МГУ. В 1958 году окончил МГУ, затем там же аспирантуру под научным руководством Игоря Шафаревича. В 1961 году защитил кандидатскую, а в 1963 году - докторскую диссертацию по физико-математическим наукам.

С 1960 по 1992 годы работал в отделе алгебры Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР, с 1965 по 1992 год - в МГУ (в 1967 году стал профессором кафедры высшей алгебры).

C 1992 по 1993 год - профессор Массачусетского технологического института. В 1993 году переехал в Германию и принят в Общество Макса Планка. C 1993 по 2005 год - содиректор Математического института Макса Планка (Бонн).

C 2002 года - профессор Северо-западного университета (США). C 2005 года - заслуженный профессор Математического института Макса Планка (Бонн).

Его наиболее известными учениками являются В. Г. Дринфельд и В. А. Исковских.

Является прототипом Вечеровского из фантастической повести «За миллиард лет до конца света» братьев Стругацких.

Скончался 7 января 2023 года.

математика для всех, Стругацкие, учителя, школа, математика и жизнь, Манин, осень

Previous post Next post
Up