Тема «Шифры».
Распечатать шаблон Страницы из книжки с заданиями и ходом занятия выложены
тут По книге Наташи Рожковской
И по мотивам моего занятия «Пляшущие человечки»
https://klarissa45.livejournal.com/166535.html Начну разбор с плюсов и минусов занятия. Поскольку нет человека, которому можно было бы поплакаться в жилетку по поводу тем, методики и тд, то буду сама себя хвалить и критиковать.
Первый минус. Я не подумала о том, что проводить занятие после двухнедельного перерыва нужно в режиме мастер-класса, а не в режиме обычного кружкового занятия.
А мастер-класс мне вспоминается в
музее математики Гиссена. Дети делали снежинку. Девушка собрала всех за круглым столом и в очень медленном темпе объясняла процесс сложения листочка и вырезания снежинки ( немецкая снежинка «худенькая», у неё только остов, в отличие от нашей).
Моя младшая дочка Соня понимала всё по жестам и мимике. И ей не было скучно, хотя в январе 2017 года ей исполнилось 13,5 лет.
Вот так и я должна была сделать. Рассказать про историю шифров. Про криптографию.
И начать с шифров, которые являются графическими диктантами.
Как в книжке Наташи Рожковской написано.
Я совершенно забыла, как называются эти рисунки по точкам и стрелочкам.
Но мальчик в одной из групп сказал, что это графические диктанты, он их очень любит.
Я ведь писала про них.
Графические диктанты.
В первой группе после шифровальных кругов мы вернулись к стрелочкам.
Ребята решили нарисовать свои рисунки. Сразу возник ДОМИК.
И вот тут я допустила вторую ошибку.
По правилам точки можно было ставить только на пересечениях линий сетки.
И надо было повторить про вертикальные и горизонтальные линии. Про 4 угла квадратика.
( у некоторых детей ещё сохранялись проблемы лево и право, поэтому стрелочка вправо была «к двери», а влево «к окну»)
Стало понятно, что нужно обсуждать «нечетные» и «чётные домики».
В домике 3 клетки на 3 клетки крыша будет несимметричной, поэтому надо рисовать домик 4х4.
( Тема симметрии уже возникала на занятии, я об этом в «плюсах» расскажу).
Один мальчик нарисовал собаку, другой танк ( см фото сверху).
Молодцы, обычно дети повторяют друг друга.
Теперь о плюсах.
Поскольку внимание детей было рассеяно, то я решила поиграть с детьми в игру на внимание.
Если произносишь какие-либо слово,то ребята повторяют моё действие, если не произносишь, то не выполняют. ( Саймон говорит.)
Дети выбрали слово СОБАКА.
И тут пошла проблема лево-право.
https://klarissa45.livejournal.com/45132.html Пришлось поиграть в Зеркало.
Я поднимаю левую руку, дети правую.
Я кладу левую руку за головой на правом ухо, а дети правую руку на левое ухо и тд
Потом перешли к шифровальным кругам. Надо было вспомнить процесс движения по кругу. Кто-то из ребят вспомнил, что это называется «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».
У меня есть несколько постов на тему
Поворот Объясняем ребятам, что маленький круг вкладываем в большой и его можно поворачивать.
Теперь главное не запутаться на каком круге будет исходное слово, а на каком зашифрованное.
Начать лучше с простого. Каждая буква переходит в следующую или предыдущую.
Ребёнок пишет своё имя и зашифровывает его.
Для такого шифра круги не нужны, это легко.
Не особо нужны они для шифра, когда А превращается в Д.
АБВГД надо переместиться на 4 шага вправо.
Главное помнить, что после ЭЮЯ снова АБВ.
Шифровку от мистера Шпиона мы полностью разгадывать не стали.
Мы обсудили, какие слова могут стоять вначале.
Дети, ребята и тд
Какие могут быть эти дети?
Как догадаться, что во второй строчке слово МОЛОДЦЫ.
Позанимались развитием речи. Словарный запас не особо радует.
У троих мальчишек глаза горели, им было интересно.
Теперь про трудности.
Детей не 32, как в классе, а всего 18-20 человек. Но процесс освоения нового у каждого свой. И надо к каждому подойти, помочь.
И снова проблема воспитателей.
Хорошо было бы, чтобы они помогали, хотя бы в течение 5-10 минут.
Одно дело я одна на 18 человек, а другое, если на каждого по 6 человек.
Во второй группе ещё и два мальчика были неусидчивые.
Они постоянно провоцировали друг друга на тычки, толчки, прятали других друга листочки и карандаши.
Рассаживать их куда-то было некуда и некогда.
У нас в школе есть 10 педагогический класс и куратор у них есть - руководитель методической службы детского сада.
Провели бы к них практику, пришли бы ко мне на занятие. Поучились и помогли.
Эх.