Что происходит со школьной математикой в 5 и 7 классах

May 01, 2023 10:09


Я уже писала о том, что иногда мне приходится заменять уроки.
Потому что в первой половине дня я веду только уроки теории вероятностей в классах Математической вертикали.
В этом году это 12 часов в неделю. Во второй половине дня у меня кружки. И это ещё 12 часов.
Поскольку наша школа состоит из нескольких корпусов, то замены могут быть в любом из них. У нас замены стараются по возможности проводить качественно. Математики заменяют математиков.
В пятницу мне поставили замены в 5 и 7 классов.
Можно было отказаться, но я люблю замены. И особенно в нематематических классах. Мне надо держать руку на пульсе и понимать, что происходит. Какие дети и какие программы.
Тем более накануне мне написала одна мама с зеленоградского родительского форума и попросила посмотреть дочку-семиклассницу и сына-пятиклассника.
Я не собиралась особо описывать свои впечатления от уроков.
Но вдруг нашла свой старый пост.

Школьные математические вехи: 5 класс

Те замены были в конце сентября. Когда учебный год только начинался. Это были другие 5 и 7 класс. Но по уровню они были такие же. И проблемы остались прежние.
В 5 классе оказалось два знакомых мальчика, у которых я вела кружки в 1-2 классах.
И проблемы с обучением у них были уже тогда видны. Учительница начальной школы много для них сделала, но она не «царь и бог».
Эти мальчики сидели на «камчатке» в окружении детей, которым учиться неинтересно. А неинтересно, потому что трудно и непонятно.
В 7 классе тоже нашлась знакомая девочка. Она училась в 7 кадетском классе, мама девочки очень надеялась, что дисциплина исправит её легкомысленную дочь. Но дочь настояла на переводе в некадетский класс. Эта девочка сидела в окружении мальчишек и пыталась привлечь их внимание всеми возможными способами. Я девочку узнала и похвалила её маникюр и сразу выросла в её глазах ( сама я не отращиваю и не крашу ногти, это давняя привычка со времён музыкальной школы).

Мне открыли журнал МЭШ 5 и 7 классов и это оказалось очень полезным.
Видно тему урока и есть возможность ставить оценки.
Оценки детей мотивируют.
Я нестрогий заменяющий учитель. Моя задача хоть как-то изменить отношение детей к математике. Дать им возможность посмотреть на математику с другой стороны.

В 5 классе новый ФГОС. А учебники старые. Тема «Проценты». У нас учатся по учебникам Никольского, они все лежали на учительском столе.
Дети решили, что я перепутала классы. Пришлось рассказать им про ФГОС.
Тогда дети сказали, что для процентов нужны десятичные дроби, которые тоже в 6 классе по Никольскому.
Я обещала проценты без десятичных дробей. Хотя про обыкновенные в конце сказала.
1/5 от числа -это 20%
1/4 от числа - это 25%
И тд

Если объяснить детям, что проценты нужны им в обычной жизни ( инфляция, распродажи, вклады, кредиты), то какой-то интерес в их глазах возникает.
Тем более мы чаще всего действуем по алгоритму: разделили на 100, нашли один процент, потом умножили на искомое число, задачу решили.
Или наоборот нашли 100 процентов, если известно 2,3 и тд процентов от числа.



Проблема возникает, когда число нацело на 100 не делится, а делится на 10.
То есть можно и не 1 процент найти, а 10.
Чтобы потом из этих 10 сделать 20, 30 или 40.

Вот тут уже и непонятно. Вот тут уже и ступор. В глазах пятиклассников испуг.

Был один мальчик, который сказал, что у него проценты были в начальной школе. Наверно это Петерсон.
Я снова подумала, что пятый классы делят по рейтингу, который складывается из МЦКО по математике и русскому в 4 классе. Но в конце августа приводят родители в 5 класс сильных детей, для которых уже нет места в сильных классов. Вот в 5к и оказываются дети с разных полюсов. И как их учить до очередного рейтингования в конце 6 класса?

Что можно было сделать ещё на уроке про проценты. Рассказать про историю математики и о том, как появился значок процентов.
Я бы это сделала, если урок был бы сдвоенный, но времени на это у меня не было, я только упомянула о трансформации значка процентов.

История возникновения процентов.



Теперь про 7 класс. По журналу у них должны быть уже системы линейных уравнений с двумя неизвестными, метод сложения.
А на деле они сильно отставали. По разным причинам. И я не стала топтаться на месте. Взяла новую тему «Решение задач с помощью линейных уравнений».

Мне раньше очень не нравилась фраза в детских тетрадках.
Составим и решим уравнение.
Или сокращённо СИРУ.

Но я же понимаю, что детям она нравится! И мне нужны бонусы в этом 7Ж.
Иначе они слушать меня не станут. Буду зарабатывать дешёвую популярность. Сейчас все средства хороши.

Никаких предварительных объяснений я не делала. Вызывала ребят к доске с учебникам. И ученик начинал писать
«Пусть Х -…»

Первая задача из учебника была лёгкая. Мы с олимпиадными детьми её без уравнений решаем. И даже в 3 классе.
Известна сумма двух чисел, одно число на сколько-то больше другого.
В общем эту разницу нужно вычесть из суммы и разделить на 2.

А тут девочка составила уравнение. Решила. Написала ответ. Я поставила ей отлично.

Следующей задачей была задача про три числа ( или три груза). И вот тут следующая девочка продемонстрировала все проблемы этого седьмого класса. Получилось уравнение
3х=2460

Вы можете разделить 2460 на 3 устно? И я могу!
Но грешно смеяться над бедными детьми.
Девочка стала делить уголком. И всё равно ошиблась. Я поправила её.
Потом к полученному числу 820 надо было прибавлять.
Девочка начала делать это столбиком. Снова долго и снова с ошибками.
Я поставила девочке четвёрку.
И вызвала знакомую девочку с маникюром.
Девочке досталась задача про движение по течению и против течения.
Вспомнили формулу, связывающую скорость, время, расстояние.
Составили таблицу.
Девочка не стала задумываться над тем, почему против течения 5 часов, а против течения 3часа.
Написала всюду 3.
Река похожа на дорогу!
Одноклассники заметили, поправили.
Составили уравнение, приравняли.
Теперь надо иксы влево, без иксов вправо.
А они отрицательные получились.
У девушки снова ступор.
Как из отрицательного вычесть положительное?
Надо вспомнить градусник за окошком!
Но где градусник, а где река?

А потом ещё делить надо отрицательное на отрицательное.

Вот и проблемы:
1. Невнимательно читают условие задачи.
2. Не помнят формулы
3. Проблемы с отрицательными числами.
4. Проблемы с дробями.
5. Ленятся рисовать картинки, схемы, таблицы
6. Нет мотивации выбраться из проблем с математикой.

Поэтому даже если ребёнок составит уравнение, то он его не решит или неправильно запишет ответ ( за это злые тётеньки снимают баллы на МЦКО и ОГЭ).

математика для всех, проценты, 7 класс, лытдыбр, 5 класс, движение, мотивация

Previous post Next post
Up