Уроки истории: подавление восстания в Варшавском гетто в апреле-мае 1943 года

Apr 19, 2023 06:35



К 80-ой годовщине восстания Музей истории польских евреев подготовил уникальную выставку из недавно обнаруженных фотографий. Снимки были сделаны в самом гетто Рудольфом Дамеком и польским пожарным Збигневом Лешеком Гживачевским.



В 1943 году Рудольфу Дамеку было 34 года. Он был инженером из Гдыни, но в 1940 году переехал со своей семьей в Варшаву. Во время восстания они проживали на улице Гжибовской, рядом со стеной гетто. Рудольф работал кладовщиком в Польской оптической компании. Фотопленка содержит портреты его семьи - его жены Евы, дочери Ксении и сына Збышека. Прямо рядом с портретами - изображения пылящих зданий , щебня и вздымающегося над ними дыма. И пустая игровая площадка с витающим серым дымом.

Фотографии были найдены в домашнем архиве в 2019 году внучкой Рудольфа Александрой Собецкой. В январе 2023 года она привезла их в музей.

"Эти фотографии произвели на меня огромное впечатление - те, что сделаны рядом со стеной гетто. Я посмотрел на них, а затем снова отложила их в сторону, чтобы выпрямить еще немного. Для меня было очевидно, что это фотографии, сделанные в этой части города с видом на гетто. Я сразу подумала о стихотворении Чеслава Милоша, о карусели на площади Красинского рядом со стеной гетто", - говорит Александра.

https://stihi.ru/2019/11/01/959

В Риме на Кампо ди Фьори
Корзины оливок, лимонов,
Вино на брусчатке в фаворе,
Обрывки бардовых пионов...
Креветок и крабов румяных
На лавках ряды "при параде",
И персик от праздника пьяный
На чёрном лежит винограде.

На площади этой цветочной
Джордано казнили когда-то,
Считали огонь непорочным,
Спалившим поэта во благо.
Лишь стало кострище холодным,
Таверны опять пировали,
К корзинам оливок, лимонов...
Торговцы зевак зазывали.

Я вспомнил о Кампо ди Фьори
В Варшаве вблизи карусели,
Ещё не слыхавшей о горе,
В погожий денёчек весенний.
Звук музыки, выстрелы в Гетто
Смешались в мелодию казни,
И стоны за стенами где-то
Молили в божественный праздник.

С горящих домов чёрный ветер
Срывался извилистым змеем,
Ошмётки забавные эти
Ловили вокруг карусели.
Резвилось, роилось веселье
Смеялись счастливые в пляске...
В Варшавское то воскресенье,
Ещё не сорвавшее маски.

Мораль я не буду читать вам,
Варшавские, римские люди,
Но как вы могли торговать там
В плену своих дерзких прелюдий?!
Костры инквизиторских оргий
Легко вы обходите мимо,
Глотаете пепел тот горький,
А тело ещё не остыло.

Не зря вспоминал я о Бруно,
Казнённом за правду на свете.
Подняться над вечностью трудно,
И твёрдо стоять на планете.
Ступив на помост эшафота,
Не смог языком человека
Поведать он главное что-то,
Проститься с семнадцатым веком.

Вино разливали по чаркам,
Морскую звезду продавали,
Им ветер приплясывал жарко,
Лимоны, оливки плясали.
Но он далеко был на небе,
Смотрел сквозь века с укоризной
На фарс и нелепую небыль,
На это прощание с жизнью.

И те, за стеной, одиноки
Оплёваны, прокляты миром.
Язык непонятный, жестокий
Витает над вечным эфиром.
Но будет немало историй,
Спустя интервалы столетий,
На площади Кампо ди Фьори -
Сожгут клевету о поэте.

Негатив Рудольфа Дамека содержит 36 кадров, 27 из которых показывают горящее гетто, руины гетто и прохожих, которые смотрят на руины гетто. Фотографии были сделаны в апреле-мае 1943 года.

https://polin.pl/en/news/2023/03/22/times-wind-burning-would-drift-dark-kites-along









Пожарник Гшивачевский взял свою камеру в гетто и тайно сфотографировал евреев, которых ведут в Умшлагплац, зону содержания, где оккупационные немецкие войска удерживали их перед депортацией в лагерь смерти Треблинка. На изображениях также показаны горящие здания.

Когда немцы сожгли гетто, они вызвали польских пожарных, чтобы пламя не охватывало близлежащие здания за пределами гетто.







https://www.npr.org/2023/01/21/1150586336/warsaw-ghetto-uprising-1943-photos-found

В начале декабря 2022 года, спустя несколько десятилетий, среди семейных сувениров была обнаружена фотопленка. Он содержит набор фотографий, сделанных во время восстания в Варшавском гетто Збигнева Лешеком Гшивачевского, пожарным Варшавской пожарной команды во время Второй мировой войны. Немцы отправили пожарных в горящее гетто - их работа заключалась в том, чтобы огонь не распространился на дома на "арийской" стороне. Именно тогда 23-летний пожарный сделал фотографии.



Изображения на фотографиях часто размыты, записаны в спешке, из скрытого места, частично скрытого элементами непосредственного окружения - оконной рамой, стеной здания или фигурами людей, стоящих на переднем плане. Фотографии, хотя и такие несовершенные, бесценны. Это единственные фотографии, которые мы знаем о том, что сделаны в гетто во время восстания, авторами которых не являются немецкие преступники.

Поиск негативов длился несколько месяцев. Мацея Гшивачевского, сына фотографа, попросили это сделать кураторы выставки "Вокруг нас огненное море. Судьба еврейских гражданских лиц во время восстания в Варшавском гетто", чтобы просмотреть фотоархив своего отца. Он обнаружил негативы в самой последней коробке.

Всего на плёнке сорок восемь кадров, тридцать три из которых изображают гетто. Помимо двенадцати фотографий, которые были опубликованы ранее, хранящихся в виде гравюр в Музее Холокоста в Вашингтоне и Еврейском историческом институте, есть изображения, которые никогда раньше не показывались. Это фотографии, изображающие дым над гетто, а также на улицах и дворах внутри гетто, сгоревшие дома, пожарные тушат пламя, позируют на крыше здания или едят из беспорядков на улице. Повторяются многие изображения, особенно горящих зданий, стены гетто и людей, которых ведут на Умшлагплац.

Фотопленка представляет собой до сих пор неизвестную последовательность отдельных кадров. Это свидетельствует о том, что автор не раз входил в гетто со своей камерой. Интенсивность света на фотографиях доказывает, что они были сделаны в разное время суток и в разных погодных условиях.

Автор фотографий провел почти четыре недели в гетто (скорее всего, с 21 апреля по 15 мая 1943 года). В дневнике, который он вел в военное время, он отметил:

"Образ этих людей, которых вытаскивают оттуда [из бункеров ], останется со мной до конца моей жизни. Их лица [...] с безумасшедшным, отсутствующим взглядом. [...] фигуры ошеломляют от голода и тревоги, грязные, рваные. Массово застрелянные; те, кто все еще жив, падают на тела тех, кто уже был уничтожен".

В дневнике нет информации о фотографии в гетто. Однако, обнаружив негативы среди своих семейных сувениров, Мацей Гшивачевский позволил подтвердить их авторство.

https://polin.pl/en/news/2023/01/16/unique-discovery-photographic-film-images-warsaw-ghetto-uprising

Кристина Будницкая, выжившая в Варшавском гетто: "Шансов на победу не было, потому что против танков шла группа мальчишек и девчонок с кулаками. Так что, если погибали, то умирали с честью. Мои 6 братьев погибли, мои родители погибли. Никого не осталось. Одна я".

Эта женщина была среди 50000 человек, которые все еще прятались в подвалах и бункерах в еврейском районе, когда вспыхнуло обреченное восстание против оккупантов.









Немцы создали Варшавское гетто через год после вторжения в Польшу в 1939 году, содержа около 450000 евреев на площади чуть более трех квадратных километров. Многие умерли от голода и болезней, а большинство остальных отправили в лагерь смерти Треблинка к востоку от польской столицы. 19 апреля 1943 года сотни еврейских повстанцев восстали против нацистов, предпочитая умереть в бою, чем в газовых камерах. К следующему месяцу немцы с особой жестокостью подавили восстание и сожгли весь район.

Когда вспыхнуло восстание, Будницкой было 10 лет, и она уже несколько месяцев жила в бункере, построенном ее братьями под зданием гетто. Вся ее семья из 10 человек спряталась там вместе с другими в надежде пережить террор нацистской Германии. «Я чувствовала себя слабой, бессильной, подавленной, ошеломленной», - рассказала Будницкая. «Я держалась за свою мать. Я была напугана, голодна, слаба.»

Будницкая сбежала из своего бункера через канализационную систему. Но ее родители, к тому моменту ослабевшие и неспособные ходить, не выжили. «Мама сказала мне идти дальше… Я считаю это ее последней волей и завещанием: я должна идти дальше и жить», - рассказала она.

Когда она выбралась из канализации, она была истощена и голодна.

«Мне пришлось заново учиться ходить, потому что я провела под землей восемь месяцев.
Все мои ближайшие родственники погибли во время Холокоста. Я не оплакивала их, потому что во мне не осталось слез.

Когда война закончилась, я помню, как говорила себе, что после того, что только что произошло, подобные вещи не имеют права повторяться, что мир чему-то научился. Но очень скоро я оказалась неправа.
Почему мне пришлось пройти через все это? Потому что кто-то вроде Гитлера не хотел, чтобы еврейские дети жили, и решил, что они должны умереть. Но я все еще жива, вопреки его желанию».

PS Варшаву я до сих пор не посмотрела, проезжала её два раза на автобусе и один раз на поезде.
Старые здания гетто ныне снесли, оставили только часть стены.
Вот фото 2018 года из ЖЖ Александра Беленького

https://macos.livejournal.com/1722327.html





Прочитала, что на месте гетто возник район, которая называется Муранов.





В этом же районе 10 лет назад открыли Музей истории польских евреев



Первый камень в фундамент музея был заложен в 2007 году, открытие состоялось 19 апреля 2013в 70-ю годовщину восстания в Варшавском гетто. Основная экспозиция стала доступна для посетителей в октябре 2014. Музей имеет большую интерактивную коллекцию экспонатов, посвящённую тысячелетней истории евреев Польши, вплоть до Холокоста. Здание из стекла, бетона и меди в стиле постмодерн было спроектировано финскими архитекторами Райнером Махламёки и Ильмари Ландельма.

Основная экспозиция занимает площадь 4000 м². Она состоит из восьми галерей, посвященных тысячелетней истории еврейской общины Польши - одной из крупнейших в мире - которая была практически полностью уничтожена во время Холокоста. В экспозиции представлены интерактивные экспонаты, панно, изображения и озвученные истории, изготовленные более чем 120 кураторами.

Наряду с темой памяти звучит тема покаяния. Я уже писала, как жители Вены доносили на евреев и отбирали их дома и вещи.

https://klarissa45.livejournal.com/115562.html

Подобное было и в Варшаве.
О покаянии всё время помнят жители Нюрнберга.

https://klarissa45.livejournal.com/108195.html

https://klarissa45.livejournal.com/461917.html

PPS навеяно последней серией Масяни.

https://youtu.be/noHPPWlSTO4

Чтобы закончилась война, нужно чтобы с какой-то точки ход истории пошёл по-другому. Тогда у героев могут быть совсем другие мужья-жены и дети.
Героиня не решает променять мирное небо на личное благополучие.
А я вот скорее готова, чем нет.
Обменять свою жизнь на немецкий Кёнигсберг.
Если бы Кёнигсберг оставался на карте (как город без нацистов), то я бы не родилась. Мои родители встретились в Калининградской области, потому что по итогам Второй Мировой войны немецкую Восточную Пруссию разделили между СССР и Польшей.

Вторая мировая, война, память, правосудие, стихи, покаяние, Польша, Чеслав Милош, доносы, не_могу_молчать, Холокост, Масяня, история, Варшава

Previous post Next post
Up