"Визит вежливости"

Nov 28, 2021 23:16



Когда я закончила первый класс, на экраны страны вышел фильм "Визит вежливости".
Именно из этого фильма я узнала про Помпеи.
И про Севастополь.
В Севастополе в сентябре 1999 года я побывала.
А в Помпеях нет.
И на датскую выставку, посвященную извержению Везувия и эвакуации местных жителей военным флотом я не попала.
https://klarissa45.livejournal.com/233284.html









Автор сценария фильма про этот факт не знал.
А то бы была совсем другая коллизия фильма.
Ведь герой фильма - военный моряк, автор пьесы о Помпеях, считал. что жертвами извержения стали всего 2000 человек потому, что горожан предупредили загадочный Чужестранец и его возлюбленная рабыня Лючия.

А про фильм сегодня вспомнила. потому что сегодня ночью умер Градский и в каком-то некрологе я прочитала о его ранней киноработе в фильме "Визит вежливости"

Видео-фрагмент

image Click to view



Олег Шкловский красавчик в это сцене. В "Здравствуйте, я ваша тётя" Шкловский местами переигрывает и впадает в гротеск, поэтому совсем по-другому выглядит.

Борис Гусаков неотразим и  в роли военного моряка, и в роли Чужестранца.
(Он  умер  в 2015 и похоронен на Ваганьковском, я, когда приезжаю к маме на кладбище и иду за водой для цветов к кранам, всегда прохожу мимо его могилы.)

Фотография молодого Градского. Без очков, но со своей обычной буйной шевелюрой и тело довольно накачанное,
Градскому 21-22 года.



А это ссылка на диск Александра Градского.

https://youtu.be/3201DNffhMU

На стихи Поля Элюара.
На втором курсе нам дали в долговременное пользование пластинку.
А на Новый, 1990 год, мой друг подарил  самолично  им записанную кассету с песнями из моих любимых фильмов,



одна из песен  была с пластинки Градского.

image Click to view


Этим летом умерла актриса Альбицкая, играющая в фильме двух разных Лючий.



Юлий Райзаман писал в журнале "Советский экран"

Любовь Альбицкая - новое лицо на экране, новое имя в кино. А в Куйбышеве она любимая драматическая актриса, исполнительница большинства главных ролей репертуара. Знают ее и за пределами родного города. У Куйбышевского театра добрая слава. Он много и успешно гастролирует. Бывал и в Москве. Его актеров часто снимают. Но Альбицкая - абсолютный новичок в кино. До нашего фильма "Визит вежливости", по-моему, она даже не бывала на пробах. "Визит вежливости" - ее кинематографический дебют.
Нашли мы Альбицкую благодаря случаю, и, как мне кажется, случаю счастливому. Для меня поиски исполнителей - всегда процесс трудный, ответственный, даже мучительный. А на этот раз - для фильма "Визит вежливости" - был особенно сложным. События картины развиваются в разные исторические эпохи: сегодня - в Советском Союзе и Италии; и в первом веке нашей эры в Помпеях. По сценарному замыслу, нашим героям предстояло сыграть по две роли. На долю актрисы выпадает задача создать образ молодой женщины, гида, Лючии - дочери итальянца и русской. Эта Лючия живет в современном реальном мире. А Лючия-помпеянка возникает в творческом воображении героя фильма, советского морского офицера и начинающего писателя.
Нетрудно догадаться, какие многообразные требования предъявляли мы к будущей исполнительнице двух Лючий. Где мы только не искали нашу героиню! В Москве, на периферии. Среди актрис кино и театров... Сколько фотографий мы пересмотрели и отбросили... Скольких актрис мы приглашали на пробы... Но все было безуспешно. И вот однажды, узнав, что очень опытный ассистент "Мосфильма" едет в Ленинград искать актеров для своей картины, мы попросили ее иметь в виду и нашу Лючию.
Из Ленинграда наша коллега вернулась с реальным предложением. Там в это время гастролировал Куйбышевский драматический театр, где ей очень понравилась Любовь Альбицкая, и она настойчиво рекомендовала встретиться с актрисой. Привезла она нам и программу спектакля "Соловьиная ночь" с фотографией Альбицкой. Мы вызвали ее. Первое впечатление: внешне она приближалась к моему представлению о Лючии-гиде. В ее облике, очень современнном, было что-то и европейское и русское одновременно. А это было важно. Фотопробы перешли в репетиции. День ото дня Люба нравилась нам все больше и больше. Нравилась способностью зажить внутренней жизнью героини и умением сохранять это состояние. Нравилась точностью интонаций и поведения. Все, что было прочно закреплялось в ее актерской памяти. Альбицкая победила.
Вероятно, ей помогал ее сценический опыт, но для меня она оказалась актрисой чисто кинематографической. Ей присуще чувство кинокамеры. И камера, как бы отвечая взаимностью, щедро раскрывала привлекательность Альбицкой, а при укрупнении делала ее хрупкий облик, тонкие черты лица более значительными.
Как всегда в кинематографе, сюжетная последовательность на съемках была нарушена. Зрители встретятся с Альбицкой впервые на экране в Неаполе и Помпеях, - кстати, на подлинных местах событий - в сценах, где Лючия ведет экскурсию советских моряков. Лючия-гид - современная женщина, самостоятельная и в то же время в чем-то не очень уверенная. Это существо сегодняшнего западного мира, с его скепсисом, неверием в идейные ценности; духовно она глубоко одинока. Но встреча с группой русских пробуждает в Лючии интерес к родине ее матери, к ее народу. Эта встреча пробуждает в ней до тех пор глубоко скрытые черты характера. Такова одна из двух героинь Альбицкой.
Но съемки актрисы начались в "Помпейском комплексе", выстроенном на "Мосфильме". И первая ее игровая сцена была на невольничьем рынке, где ее Лючию, безразличную и покорную, продавали как рабыню. А затем актрисе предстояло найти много красок - изысканность патрицианки, материнскую нежность горожанки, развязаность гетеры. И, что самое главное, - раскрыть ее пробудившуюся и все возраставшую страсть к Чужестранцу, страсть, которая разбудила ее мысль и гражданское сознание.
Странно было бы мне, постановщику фильма, давать сейчас, по горячим следам, какие-то оценки работы своей актрисы. Скажу лишь о том, что мне импонировало в ней. Несмотря на то, что значительная часть картины развивается в очень далекие времена, мы делали отнюдь не пышный костюмно-исторический фильм. Как и всегда мне была дороже всего достоверность и правда психологических отношений и бытовой атмосферы. Это в равной мере относилось и к современным и к помпейским эпизодам картины. И Альбицкая это поняла. Она работала в этом ключе и неизменно искала и находила достоверность в образах своих героинь. И даже в самых драматических сценах, где всегда легко потерять чувство меры, она оставалась верной этим художественным задачам.
Альбицкая работала увлеченно, собранно, ответственно. Для нее не было проходных, "легких" сцен.
Кроме дарования актерского Люба обнаружила удивительные лингвистические способности. В фильме ей приходится говорить по-итальянски. Нам не хотелось заведомо идти на последующий дубляж, и мы решили, чтобы Альбицкая позанималась языком. Каково же было наше изумление, когда уже после двух уроков (правда, с опытнейшим педагогом) она с поразительной легкостью и точностью просто выпалила нам нужный текст. Занятия продолжались так же успешно, и, когда, нам приходилось менять фразы, Альбицкая это делала с ходу и хорошо. Не берусь предсказывать кинематографическую судьбу нашей дебютантки. Скажу лишь, что, на мой взгляд, в выборе нашей героини мы не ошиблись.
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/9389/bio/

кинорежиссеры, Неаполь, Альбицкая, Везувий, rip, Помпеи, Градский, кино, фильмы, Италия, назад в СССР, Дания, патриотизм, Райзман

Previous post Next post
Up