Вокзалы Европы: Минск-пассажирский

Oct 16, 2021 23:02


Обещанного ждут, как известно, три года.
Но на днях я с ужасом вспомнила, что собиралась рассказать о вокзалах Европы.

Тех вокзалах, которые у меня связаны с личными воспоминаниями.
А не просто приехал-уехал.

Логично было бы начать с вокзала Калининграда, я ведь родилась в Калининградской области.
Или с вокзала Даугавпилса, который связан у меня с первой длительной разлукой с родителями.

Но четыре дня назад я прочитала  про снимки Минска периода оккупации, выложенные на сайте Берлинского фотоархива.
И во мне отозвались воспоминания о посещении Хатыни и  минского музея Великой Отечественной войны летом 1977 года.
"Каждый четвертый погиб в Беларуси!"



От старого музея ничего не осталось, его снесли.



Мы увидели в феврале 2019 года новый музей в новом здании.

https://klarissa45.livejournal.com/157579.html

И вокзал нас встретил другой.
Мне вспомнилось вдруг тютчевское - "блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые.."

Если бы я знала в 1978 году, потерявшись после выхода из ресторана, что вокзал снесут?

Кстати, ресторан, фото которого найти не удвлось, был достаточно типовой,
такой можно увидеть например в фильме "Вокзал для двоих".
И кормили в ресторане нас, детей, ехавших  пионерский лагерь "Орленок", комплексным ужином
В Минске мы  пересаживались с поезда Калининград-Москва на поезд Минск-Адлер,уходящий в полночь.





И почему я не запомнила во время командировки 1992 года странную картину снесенного вокзала?





Очень мало фотографий вокзала 70-80 годов.
Не принято было тогда фотографировать вокзалы в подробностях.
А Минск тем более, через него же ходили заграничные поезда в Европу.

История не знает сослагательного наклонения.
И Минск  не Мальме, в котором благополучно сосуществуют новый и старый вокзалы.

Открытие железной дороги и запуск первого поезда в 1873 году стали большим событием для Минска. На месте, где еще недавно шумел сосновый лес, появились две пассажирские и две товарные платформы, а рядом с ними - несколько деревянных сооружений: здание вокзала, который в то время назывался «Виленским», контора станции, поликлиника, ремесленное училище.
О долгожданном запуске первого поезда «Минские губернские ведомости» писали: «В воскресенье 14 января назначено после торжественного молебствия, столь нетерпеливо нами ожидаемое открытие движения по участку Ландваро-Роменской железной дорогой между Минском и Вилейкой. Завтра в 3 часа пополудни выйдет первый пассажирский поезд…».
Пассажирам того времени приходилось ждать своего поезда в не самых приятных условиях: инспектор, проводивший осмотр вокзала, отмечал, что здание было темным и сырым, и что цветные стекла в окнах и драпировки на них нужно заменить, потому что они создают темноту в помещении.

В 1890 году на месте деревянных построек выросло каменное здание. Неуютный сырой провинциальный вокзал превратился в красивый нарядный «теремок»: два двухэтажных корпуса с башенками, соединенные одноэтажной каменной галереей, украшала узорчатая кладка из красного кирпича. На башенках по праздникам вывешивались флаги.


Сто лет назад минский вокзал был похож на пряничный домик. Фото с сайта: rw.by

В таком виде вокзал просуществовал недолго: оккупация Минска немцами в 1918 году, а затем белополяками в 1919-1920 годах нанесли станции серьезный урон, здание было сожжено. Но в двадцатых годах вокзал реконструировали: в нем появился второй этаж, где были размещены комнаты отдыха и администрация. А над входом появилась надпись: «МЕНСК».





Фото с сайта: rw.by



1926 год. Надпись на вокзале на четырех языках: белорусском, русском, польском и еврейском.
Все эти языки были государственными.

Привокзальная площадь в виде прямоугольника вдоль Бобруйской улицы сформировалась к концу ХlХ века. Выглядела она привлекательно: посередине находилась цветочная клумба, вокруг нее было трамвайное кольцо. В начале ХХ века на площади появился памятник жертвам Курловского расстрела 1905 года, выполненный в виде массивного креста, установленного на постаменте…
С увеличением пассажирского потока снова возникала необходимость в реконструкции вокзала, и в 1940 году он в очередной раз преобразился. Здание стало гораздо просторнее, а от нарядного дома с башенками почти ничего не осталось: его сменил строгий фасад в стиле неоклассицизма. Но началась война



Оккупация Минска. 1941 год

Немецкие войска при отступлении сожгли и разрушили здание вокзала. Остались одни стены





Восстановление путей после войны. Фото с сайта: rw.by

Работы по восстановлению вокзала начались с первых дней освобождения Минска, и в 1949 году здание снова принимало пассажиров. Полным ходом шло и строительство ансамбля Привокзальной площади: в 1953 году здесь были построены знаменитые «Ворота города» - две симметричные одиннадцатиэтажные башни, ставшие символом Минска.



1950 год. Через три года напротив вокзала вырастут "Ворота города".



В 1991 году старое здание вокзала снесли.





Началось строительство современного вокзального комплекса.
30 декабря 2000 года введена в эксплуатацию первая очередь железнодорожного вокзала станции Минск-Пассажирский.
30 декабря 2002 года строительство вокзального комплекса полностью завершено.
Его общая площадь составила более 35,5 тысяч м2.
Авторы проекта - архитекторы В. В. Крамаренко и М. К. Виноградов - за построенный объект удостоены Гран-при Национального фестиваля архитектуры в 2001 году, серебряной медали на Всемирном триенналле архитектуры в Софии в 2003 году и Государственной премии Республики Беларусь в 2005 году.



Автор Алексей Корабельников

Если вас заинтересовала история вокзала Минска, если вы хотите узнать подробности проектирования и строительства нового вокзала, то вам сюда
Там же фото нового вокзала.

Вторая мировая, Минск, назад в СССР, вокзалы Европы, железная дорога, путешествия, Беларусь, детство

Previous post Next post
Up