Моя внучка в сентябре пойдёт в первый класс.
В мою школу.
Ия посетила уже два собеседования.
Не буду писать здесь о требованиях, которые предъявляют к будущим первоклассникам. И о своих мыслях о том, что должен продемонстрировать ребёнок, и какие выводы должен сделать учитель.
Пост Жени Кац на Facebook посвящён школьным навыкам и задел за живое родителей и будущих, и бывших первоклассников.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=4044430418927859&id=100000828235013 Знаете, как часто я слышу от родителей, что "наш ребёнок уже до ста считает, и мы все ваши тетрадки прорешали". И я понимаю, что родителям видно одну сторону - то, как их ребёнок охотно играет с ними дома в школу, и готов порадовать маму, решая задачки из тетрадок. Но я-то вижу ребёнка на занятии с другой стороны, и мне иногда бывает видно, что до готовности к школе там ещё очень далеко.
Ниже - перечисление навыков, на которые смотрят эти прекрасные люди при приёме детей в свой садик и школу ("Гусёнок" - отличное место, мы у них проводили семинары для сотрудников сада и школы)
Поговорим о том, какие навыки нужны ребёнку, который идёт в школу? ссылка на пост Марии Звягинцевой
Повторю свой пост двухлетней давности пожалуй...
Почему педагоги не меряют развитие детей умением читать и считать.
Часто приходится слышать от родителей: -ребенок у нас очень развитый, в 4 года знает буквы, считает до 100!
Каждый раз хочется обнять родителя и сказать: - очень жаль, что вы потратили драгоценные минуты детства своего ребенка без пользы и радости, не делайте так больше!
Как я смотрю и оцениваю общее развитие ребенка 4 х лет.
Ребенок при знакомстве со мной смотрит мне в глаза с любопытством и приветливо здоровается, улыбается в ответ на улыбку.
Ребенок в состоянии отличить свою одежду и обувь, может сам полностью раздеться и одеться с минимальной помощью взрослого.
Ребенок самостоятельно и без моторной неловкости поднимается и спускается по ступенькам, ловит мячик, перепрыгивает через препятствие, может стоять и прыгать на одной ноге.
Ребенок быстро и с энтузиазмом осваивает новое игровое пространство.
Ребенок может самостоятельно в одиночестве играть продолжительное время.
Ребенок не боится пробовать новые блюда. Знает и может назвать вкус блюда, жует твердую пищу и ест самостоятельно, пользуясь столовыми приборами.
Ребенок знает, где право и лево, понимает и использует в речи множество предлогов, говорит полным предложением, знает несколько стихотворений и песенок.
Ребенок может повторить простую мелодию или отстучать простой ритмический рисунок.
Понимает эмоциональную окраску музыки: веселая- грустная.
Ребенок удерживает простейшую инструкцию в голове и может ей следовать.
Ребенок правильно держит в руках карандаш, знает цвета и может раскрасить простейшую картинку.
Ребенок слышит взрослого человека и с первого раза, максимум, со второго обращения может переключиться на другую деятельность.
Ребенок может сидеть за столом, удерживая внимание не менее 10 минут подряд.
Ребенок умеет пользоваться унитазом/горшком, умывается, моет руки и чистит зубы самостоятельно.
Ребенок понимает юмор, сопереживает другим людям, жалеет и приходит на помощь.
И так далее!!!
Вот это всё перечисленное является гораздо более информативным, чем умение считать и знание букв!
И еще очень важно понимать, что хорошая механическая память малыша, которая ежедневно тренируется тревожными родителями на занятиях по обучению грамоте и счету- это не гарантия развития интеллекта и опережающего развития в 5,6,7 лет. Чтобы решать логические или житейские задачи нужно развивать совсем другие функции мозга! Механической памяти для этого недостаточно!
В 4 года ребенок должен много двигаться, ползать и забираться, карабкаться и подтягиваться, должен фантазировать, строить, рисовать, мастерить, смеяться и печалиться, сопереживая героям художественных произведений, задавать миллион вопросов и получать на них миллион ответов, играть со сверстниками и радоваться жизни!!!
Не должен ребенок в 4 года знать буквы и механически считать до 100. Это просто глупо тратить детство на такую непродуктивную и скучную деятельность.
Поверьте мне на слово, родители! Я занимаюсь этим много лет, успела немного разобраться!
А я решила, что не надо дрессировать внучку на чтение-письмо-счёт.
Надо продолжить чтение-обсуждение, которое мы начали в прошлом году.
Мы читали тогда Пройслера.
https://klarissa45.livejournal.com/247575.html Одну книжку дочитали, а другую не успели.
«Приключения желтого чемоданчика» мы посмотрели прошлым летом.
https://klarissa45.livejournal.com/253511.html Я нашла книжку со сказочными повестями 1993 года, но читать Прокофьеву мы так и не собрались.
У меня на полке давно стоит автобиография Прокофьевой, но тоже никак не читается.
Соне я читала перед сном. Внучке перед сном читать сил нет, зато утром Ия просыпается, будит меня и требует кашу.
Я сонная плетусь на кухню. И однажды мне приходит в голову мысль включить
аудио-постановку на телефоне .
Можно слушать, варить кашу и обсуждать. Можно ещё картинки из толстой книжки 1993 года показывать, чтобы Ия представила, как выглядят нищий, Мельхиор, дядюшка Буль, Барбацуца, Лоскутик, Сажа, Слыш и другие герои. В толстой книжке мало картинок и они черно-белые.
Надо сказать, что книжка для детей 9-10 лет.
В 6-7 лет ее слушать рановато.
Но там такие прекрасные мысли о любви, о дружбе, о ревности, о лести и даже о трезвости.
Там такие неоднозначные персонажи.
Вот Барбацуца, например. Она добрая или злая? Как она относится к Лоскутику?
А Облако? Самовлюбленный или жертвенный герой?
Последний Нищий вызывает жалость или осуждение?
В аудиоспектакле есть ещё один герой - это музыка. Сколько в книжке погонь под музыку. Есть ещё артисты -Александра Назарова, Владимир Долинский и другие.
Некоторые главы вызывают у Ии созвучные чувства.
Например, про дождь.
Кап! Кап!.. На нос Лоскутику шлёпнулась тяжёлая капля. Вторая упала на лоб.
- Что это? - неуверенно спросила Лоскутик.
Кап! Кап! Кап!..
В воздухе повисли серебряные нити. Капли застучали по плечам, по лицу. Платье Лоскутика намокло. Лоскутик протянула руки, сложила ладошки ковшиком. Набрала воды.
- Спасибо тебе. Облако! - закричала Лоскутик, подняв кверху лицо. Вода полилась ей в рот. Лоскутик засмеялась от счастья.
Запахло мокрой землёй. Между грядок заблестели лужи.
По лужам запрыгали первые пузыри.
- Вода с неба!
- Не за деньги!
- Сюда!
- Скорей!
Через забор перемахнуло с десяток мальчишек. Они с визгом заскакали по лужам, ртами жадно ловя струи воды.
Кто-то схватил Лоскутика за руку. Она поглядела. Это был мальчишка, каких и не бывает на свете - весь чёрный: лицо, волосы, штаны, куртка.
На голове у него сидел голубь, тоже весь чёрный. Мальчишка прыгал, но голубь не слетал с головы и только бил крыльями и перебирал лапками, чтобы удержаться.
Мальчишка потянул Лоскутика за руку.
И Лоскутик, сама не зная как, завопила громче всех и тоже запрыгала по лужам.
- Это дождь! Не бойтесь! - крикнула она. - А на лужах такие круглые это пузыри!
Лужи были разноцветные - красные, синие, фиолетовые: кто-то из мальчишек нечаянно раздавил ногой коробку красок, купленную в лавке Мельхиора. И по лужам прыгали разноцветные пузыри.
- Вот это день рождения по-нашему! - послышалось откуда-то сверху. - Мы зовём его дождь-рождение!
Внучка сказала, что также любит ловить дождевые капли ртом.
А какая в тексте игра слов!
Вы сколько слов на за-
можете вспомнить?
- Вас могли убить! - Слыш озабоченно покачал головой.
- Меня нельзя убить… Она показалась мне такой одинокой…
- Неужели с вами ничего нельзя сделать? - тихо спросил Слыш, с трудом скрывая своё волнение.
- Можно, только этого никто не знает. Меня можно за… И я тоже был одинок. Никто на небе не понимал меня.
- Вы не договорили. Что «за»?.. - Голос Слыша заметно дрогнул: За-задушить?
- Меня нельзя задушить. Меня можно только за… Ты не знаешь, какие все облака равнодушные. Летят себе, куда ветер дует.
- Может быть, вас можно за-забросать камнями?
За-заковать в цепи? За-засадить за решётку? За-зарезать?
- Я был так счастлив у неё под кроватью. - Облако прикрыло глаза ладонью, предалось воспоминаниям.
На ночь она говорила мне «спокойной ночи»… Никто никогда не говорил мне «спокойной ночи»…
- За-засыпать песком? За-закопать в землю? Я об этом спрашиваю только потому, что я ужасно за вас беспокоюсь!
- Она мне говорила: «Ты плохо выглядишь. Ты осунулось. Пей побольше!» О!.. - Облако застонало.
Все подушки в карете пропитались вином. От винных паров у Слыша кружилась голова.
Даже кучер начал покачиваться на козлах, а лошади стали сбиваться с шага.
- Может быть, за-засолить в бочке с огурцами? За-зарядить вами пушку и выстрелить? - уже с отчаянием перечислял Слыш. - Как я за-за-за вас беспокоюсь! Как волнуюсь!
Если бы Облако подняло голову, оно увидело бы, каким нетерпением и ненавистью сверкают узкие глаза Слыша.
- Ох как ты мне надоел! - наконец не выдержало Облако. - Ну так слушай: меня можно заморозить! Понял? Заморозить! Тогда мне конец. Я не смогу летать.
Когда я слушаю сказку, энергично перемешивая кашу, я думаю про сказку «Три толстяка».
Похожий сюжет - злой правитель, порабощенный народ, девочка-спасительница.
Ия оказывается ранее слушала «Три толстяка» и тоже вспомнила про это произведение. А это значит, что мои взрослые ассоциации вполне совпадают с детскими, и я двигаюсь в правильном направлении.
Кстати, Марина Аромштам тоже вспомнила про сказку Олеши, которую она в детстве любила, потом разлюбила, а совсем недавно заново открыла, читая внуку.
Да здравствуют внуки!
http://www.papmambook.ru/articles/4425/