Каким могло быть авторское продолжение «Иронии судьбы»

Dec 12, 2019 10:57


Соня продолжает смотреть советские фильмы
https://klarissa45.livejournal.com/192111.html
На днях сказала, что «Девчата» - предновогодний фильм.
Увы, "Иронию судьбы" в нашей семье люблю только я.
И только я встречаю московский Новый год в Мальмё с  "Иронией" с Ютьюба.
Чтобы потом выйти на улицу и встретить Новый год по-шведски.

Но, как и младшая дочь, я открываю для себя новые фильмы-спектакли советской поры.
Но про них я напишу отдельный пост
https://klarissa45.livejournal.com/213479.html

А сейчас я напишу про другое, очень важное для меня открытие.
В 70-е годы выходил альманах киносценариев.
Продавался в киосках Союзпечати.
Я купила в Полесске несколько томиков.
К сожалению при переезде мамы из Калининградской области они не сохранились.
Вот тогда в возрасте 16-17 я и поняла,
что первоначальный сценарий и его реализация - это разные вещи.

Потом в институте мой друг Илья подарил мне томик сценариев Григория Горина.
Эта книжка сохранилась, но затерялась в недрах книжных шкафов.

На старом телефоне у меня был записан спектакль «Почти смешная история» с Броневым https://klarissa45.livejournal.com/85471.html
Я часто его слушала и размышления на тему о том, как писал Брагинский вместе с Рязановым и отдельно от него.
Эти размышления заставили меня прочитать сценарий этой самой истории.

А ещё я очень люблю прекрасную песню «За городом»,
которую впервые услышала в фильме «Тихие омуты».

Фильм «Тихие омуты» никогда не шёл широким экраном и по телевизору его не показывают.
Я смотрела его с мамой в культурном центре НИИ Микрон,
где в те годы работала бабушка моих учеников.
Эта самая бабушка и достала копию фильма, фактически невыпущенного на экраны.
И помогла купить билеты, зал оказался битком, сидели на ступеньках.

Я уже не помню точно, что так растрогало меня в этом фильме, но на финальной сцене у меня из глаз покатились слезы. Наверно мне было жалко сразу всех героев - доктора Каштанова и двух его женщин. А может я вспомнила два события из моей студенческой жизни, "когда мы были молодые".

image Click to view


За недостатком времени в воскресенье я пересмотрела финал и начало «Тихих омутов».
Да-да, именно в таком порядке.

С финалом все понятно.
Он именно такой каким я его запомнила, только сейчас ещё думается о том, как тяжело уходили Полищук и Абдулов и сколько хороших ролей они могли бы сыграть.

А вот начало. Виды Москвы.Посвящение Таривердиеву и Брагинскому.
Автор музыкальной темы Вера Таривердиева.
И портрет первой жены доктора Каштанова на стене.

Мне захотелось прочитать сценарий фильма. И вот, что там было написано:

Вопрос работяги о первой жене разбередил сердце профессора. Он вспомнил Надю, которую, впрочем, никогда и не забывал. Она жила где-то в глубине души, оставаясь счастливой и горькой тенью, сопровождавшей его все время. Знакомство с Надей завязалось достаточно необычно, можно даже сказать, экстравагантно. Чем-то оно напоминало ситуацию из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». И больше того, произошло в то же самое время, когда комедию в первый раз демонстрировали по телевидению…

Павел Судаковский - ныне банкир, олигарх, богач - работал тогда в Ленинграде и занимал в облисполкоме весьма высокий пост. Незадолго до наступления нового, 1976 года он пригласил своих закадычных друзей, доктора Антона Каштанова и эколога Александра Савельева приехать к нему в Питер, познакомиться с женой Надей и вместе встретить Новый год. Однако Саша из-за рождения первенца не смог покинуть город Крушин, куда попал по распределению после окончания лесотехнической академии, и Каштанов полетел один. Он единственный из «трех мушкетеров» - так называли неразлучную троицу в школе, - оставался холостяком и жил с мамой Анастасией Петровной. В отличие от героя «Иронии судьбы» Каштанов был совершенно трезв. Он прилетел 31-го вечером, часов эдак в девять. В аэропорту Пулково поймал левака и уговорил его отправиться к черту на рога, на окраину, где Павел получил квартиру. В этом микрорайоне еще не везде уложили асфальт, не было уличного освещения, туда пока не провели телефон, там не открылся еще ни один магазин и все дома были похожи один на другой, так как строились по единому проекту.
А дальше вмешался бесцеремонный перст судьбы. В темноте Каштанов перепутал корпус. Номер дома он разглядел, но не знал, что под одной цифрой числилось несколько корпусов: «а», «б», «в» и «г». Буквы навесить на здания еще не успели. Короче, доктор, нагруженный подарками - флакон дорогих французских духов для Нади, большая коробка гаванских сигар для друга и авангардистская картина для дома, куда он приезжал впервые, - позвонил в квартиру. Дверь ему отворила очаровательная молодая женщина. Он сразу же порадовался за Павла, которому досталась такая прелесть.
- Здравствуйте, Надя! С наступающим! - Антон Михайлович широко улыбнулся.
А надо сказать, улыбка у него была обаятельная.
- А где Павел?
- Должен вот-вот прийти! - с легким недоумением сказала Надя, увидев незнакомца.
Надо же было случиться тому, что совпали не только номер квартиры, но и имена хозяйки и ее суженого!
Замерзший Каштанов снимал дубленку и вешал ее на крючок. Поэтому он не обратил внимания на интонацию Нади.
- Принимайте подарки! - И доктор вручил привезенные из Москвы презенты. - Духи вам, сигары Павлу, а картину на новоселье.
В комнате, еще не совсем обставленной мебелью, красовался празднично накрытый стол.
- Но Павел не курит! - развела руками женщина.
- Бросил? Вот молодец! Я давно ему это советовал. Надя! Поздравляю вас! Мы с Павлом дружим с первого класса, и, смею вас заверить, он - парень высший сорт! Так что вам повезло! А ему, по-моему, повезло еще больше…
- Павел говорил, что должны заглянуть друзья… - неуверенно произнесла Надя, снимая фартук.
- К сожалению, Сашка не смог прилететь, у него сын родился. Кстати, чего и вам желаю… Так что я прибыл один. Пока этого разгильдяя нет, показывайте квартиру. Вы по профессии кто?
- Преподаю музыку, - ответила Надя. - В музыкальной школе.
Ей приглянулся друг ее жениха Павла, которого она ждала с минуты на минуту.
В этом человеке чувствовались надежность, добротность. И держался он так непринужденно и естественно.
- Где же, черт возьми, Павел? - недоумевал Каштанов, не подозревая, что ошибся адресом. Как выяснится потом, эта ошибка переменила его жизнь и сделала счастливым.
- Я начинаю беспокоиться! - сказала Надя.
Тревога из-за отсутствия Павла вытеснила из ее сознания некоторые легкие несуразности, то и дело возникавшие в разговоре с нежданным гостем.
Чтобы успокоить встревоженную Надю, Каштанов рассказал обворожительной хозяйке о себе: хирург, недавно перешел в Хирургический центр, у него потрясающий шеф, сам он холост, живет с мамой. Кроме того, он поведал Наде несколько забавных историй, случившихся с Павлом в школьные годы, о которых Надя, по понятным причинам, даже не подозревала.
Новый год неумолимо наступал, а Павел все не объявлялся. Надя не находила себе места. Телефона в квартире, чтобы позвонить, разузнать, не было. Не существовало его и поблизости, в микрорайоне. Каштанов успокаивал женщину, но сам терялся в догадках, не понимая, что могло заставить друга задержаться в такой вечер. Тем более, пунктуальность Павла была частенько поводом для насмешек.
Короче говоря, Надя и Антон (тогда его еще мало кто называл по отчеству) встретили Новый год вдвоем. Это было невеселое застолье.
Оба тревожились: она - за жениха, он - за друга. Что могло приключиться с Павлом?
Кстати, примета, что с кем встретишь новогодний праздник, с тем и проведешь весь год, в данном случае оправдалась.
Наконец в первом часу послышался звук открывающегося замка. Оба - Надя и Антон, одновременно взволнованные и обрадованные, выбежали в прихожую. Антон обнял хозяйку и приготовил ехидную шутку, чтобы достойно встретить кореша.
Открылась дверь. Это пришел другой Павел! Пауза была жуткой. А дальше началось нечто невообразимое. Увидев незнакомого мужчину, обнимающего его невесту, Павел закатил скандал. Но какой! Он оказался неимоверным ревнивцем. Никаким объяснениям, оправданиям Нади он не верил. В разгар ссоры выяснилось, что у него сломалась машина. Он пытался ее починить, потом махнул рукой и решил добраться на такси или на леваке. Но в новогоднюю ночь ему это не удалось. Пришлось идти на своих двоих. Сначала он бежал, надеясь успеть до двенадцати, но расстояние до Ебуркиного хутора, где жила невеста, оказалось слишком велико. Когда он понял, что опоздал, то сперва перешел на рысь, потом на шаг, а потом побрел из последних сил. Приперся взмыленный, усталый и несчастный. А увидев, как он полагал, счастливого соперника, просто-напросто взбесился. Ругательства сыпались из него градом, одно за другим. Попытки Антона снять несуществующую вину с Нади и переложить ее на себя еще более распалили подозрения обезумевшего Отелло. В конце концов жених хлопнул дверью и с проклятиями удалился. На доктора обрушились попреки, нарекания за то, что сломал Надину жизнь. Каштанов оправдывался. Он не мог бросить женщину в беде и остался ее утешать. А под утро привел Надю в дом Павла. И остался в Ленинграде на несколько дней. Кончилось все это тем, что через год у Нади и Антона родился сын, которого назвали Никитой. Анастасия Петровна, уже давно мечтавшая о внуке, была счастлива и жила с невесткой душа в душу. Обе наперегонки баловали Никиту, который, естественно, был гениальным ребенком.

И стало мне понятно, что Брагинский и Рязанов начали писать "Тихие омуты" как продолжение "Иронии судьбы", но потом от первоначального плана отказались. И в судьбе доктора  Антона Каштанова, названного авторами в честь Чехова, остались только отголоски судьбы Жени Лукашина.

После смерти Брагинского Рязанов решает снять фильм.
И совершает непонятные мне шаги, которые и привели к тому, что фильм не был принят критиками и зрителями.

Хотя эти шаги частично позволяют понять, какие чувства и мысли были тогда у Рязанова.

Первое. Подбор актеров.
В "Иронии судьбы" режиссер отказался снимать Андрея Миронова, любимца женщин, в роли недотепистого и неженатого Лукашина.
А в "Тихих омутах" пытается убедить нас, что Александр Абдулов может быть подкаблучником и недотепой.



Таким мог бы быть доктор Каштанов
( Или Женя Лукашин, если бы авторы не переписали сценарий)


Александр Абдулов - хирург, руководитель клиники и основатель Фонда.


Второе проистекает из первого. Абдулов младше Каштанова из сценария.
Акценты сместились. Получилась вторая "Мелодия для забытой флейты".
Только вместо гастролирующего вечно хора теперь похищение денег из фонда знаменитого доктора.

Третье, параллели с Чеховым. Который в сущности все свои произведения писал про себя.
У Рязанова умерла вторая жена Нина.
Умер друг и соавтор Брагинский.
Умер Таривердиев, с которым он, увы, снял только один фильм.
И Эльдар Александрович пытается переосмыслить свою жизнь.
Человеческую и профессиональную.
И он имеет на это право.
Но зритель тоже имеет право думать по-другому.

кинорежиссеры, сама себе литературовед, радио, Таривердиев, Брагинский, кино, назад в СССР, Новый год, Эльдар Рязанов

Previous post Next post
Up