Диалог как способ решения задачи

Oct 05, 2018 19:45


Сегодня День учителя. И хочется не только поздравить коллег, но и заметить, что учим мы не только детей, но и родителей.
И учимся сами. Постоянно. Причем приложение наших  новых знаний бывает иногда совсем неожиданным.

Вчера я закончила учебу на дистанционных курсах "Мотивация и характер", который касался подготовки к олимпиадам высокого уровня, а сегодня я хочу воспользоваться прослушанным совершенно в других целях.

Итак. я снова о решении задач.
Точнее  о  том ,как  правильно помогать ребенку-младшекласснику ( и не только младшекласснику) делать домашнее задание по математике.

Хотя я уже писала об этом
https://klarissa45.livejournal.com/83977.html
https://klarissa45.livejournal.com/108865.html

Но проблема остается актуальной.

Я считаю, что примеры и уравнения в начальной школе нужны для того, чтобы решать задачи, а не сами по себе.
Потому что задачи - это главное. И самое трудное в математике начальной школы.

Поскольку я общаюсь с родителями, то они меня часто просят помочь объяснить им задачу на доступном для ребенка языке.
То есть без отрицательных чисел, без систем уравнений и тд и тп.

В данной ситуации  взрослый опыт и высшее техническое образование родителям только мешает.
Им кажется, что если они объяснят четверокласснику, как переносятся числа   из левой части равенства в правую с противоположным знаком или расскажут, что такое факториал в комбинаторных задачах, то проблема решится.

Но решение задачи - это не просто получение ответа. Любой ценой.

Это обсуждение с ребенком условий и способов решения.
Обсуждение в диалоге. В диалоге на равных.

Поэтому надо не тянуть ребенка к своему взрослому восприятию, а  над подстраиваться под его видение задачи.

Для этого  для начала спросите ребенка, встречались ли ему такие задачи?
А если встречались, то разберитесь вместе, каким способом (способами) ребенок их решал в классе с учителем.

Если же ребенок видит  такую задачу впервые ( например, учебник Петерсон предполагает дома решение задач со звездочкой из разных олимпиадных тем). То надо помочь ребенку кратко записать условие, сделать рисунок или схему. Иногда это помогает.

Обсуждению задачи с ребенком надо учиться. И начинать с простых и хороших задач.

Какие задачи хорошие, я покажу на примере  странички  из задачника  курса "Математика и информатика" (Сопрунова, 3 класс, 1 часть)
http://www.int-edu.ru/content/matematika-i-informatika-1-4-klassy-umk

Эти задачи мы решали на кружке с третьекласниками.



На примере задачи 7 можно обсудить с ребенком понятие периметра вообще и периметра квадрата в частности.
Подписать прямо на страничке карандашом длины сторон и вычислить разности двух общих сторон.
А потом все сложить и найти периметр всей фигуры.

Задачу 8 можно решить двумя способами - по действиям и выражением.

Задача 9 содержит сведения о рассаде. Обсудив, что такое рассада, эти предложения можно акккуратно зачеркнуть карандашом, объяснив ребенку, что в задаче бывают сведения, которые не имеют отношения   к решению. Нам, взрослым, не понять, как пугают ребенка длинные условия. Кстати  ящики с рассадой можно нарисовать (вид сверху) в виде кружочков в прямоугольниках. Если бы вы видели, как мои кружковцы с удовольствием это делали.

А  задача 10 оказалась самой полезной. Третьеклассники не знакомы с десятичными дробями, но что такое полтора можно легко им объяснить. И вычислисть полтора от любого  четного числа детям легко. Можно решать задачу по действиям. А можно догадаться, что увеличение сначала в полтора раза, а потом в шесть раз  даст нам увеличение в 9 раз. Для детей это не очевидно.
Но несколько моих третьеклассников это поняли. Причем это было их маленькое собственное открытие.

Петерсон, Сопрунова, как решать задачу, 3 класс, математика для всех, 4 класс, олимпиады начальной школы, кружок, как решить задачу, учебники математики

Previous post Next post
Up