Сегодня День учителя. И хочется не только поздравить коллег, но и заметить, что учим мы не только детей, но и родителей.
И учимся сами. Постоянно. Причем приложение наших новых знаний бывает иногда совсем неожиданным.
Вчера я закончила учебу на дистанционных курсах "Мотивация и характер", который касался подготовки к олимпиадам высокого уровня, а сегодня я хочу воспользоваться прослушанным совершенно в других целях.
Итак. я снова о решении задач.
Точнее о том ,как правильно помогать ребенку-младшекласснику ( и не только младшекласснику) делать домашнее задание по математике.
Хотя я уже писала об этом
https://klarissa45.livejournal.com/83977.htmlhttps://klarissa45.livejournal.com/108865.html Но проблема остается актуальной.
Я считаю, что примеры и уравнения в начальной школе нужны для того, чтобы решать задачи, а не сами по себе.
Потому что задачи - это главное. И самое трудное в математике начальной школы.
Поскольку я общаюсь с родителями, то они меня часто просят помочь объяснить им задачу на доступном для ребенка языке.
То есть без отрицательных чисел, без систем уравнений и тд и тп.
В данной ситуации взрослый опыт и высшее техническое образование родителям только мешает.
Им кажется, что если они объяснят четверокласснику, как переносятся числа из левой части равенства в правую с противоположным знаком или расскажут, что такое факториал в комбинаторных задачах, то проблема решится.
Но решение задачи - это не просто получение ответа. Любой ценой.
Это обсуждение с ребенком условий и способов решения.
Обсуждение в диалоге. В диалоге на равных.
Поэтому надо не тянуть ребенка к своему взрослому восприятию, а над подстраиваться под его видение задачи.
Для этого для начала спросите ребенка, встречались ли ему такие задачи?
А если встречались, то разберитесь вместе, каким способом (способами) ребенок их решал в классе с учителем.
Если же ребенок видит такую задачу впервые ( например, учебник Петерсон предполагает дома решение задач со звездочкой из разных олимпиадных тем). То надо помочь ребенку кратко записать условие, сделать рисунок или схему. Иногда это помогает.
Обсуждению задачи с ребенком надо учиться. И начинать с простых и хороших задач.
Какие задачи хорошие, я покажу на примере странички из задачника курса "Математика и информатика" (Сопрунова, 3 класс, 1 часть)
http://www.int-edu.ru/content/matematika-i-informatika-1-4-klassy-umk Эти задачи мы решали на кружке с третьекласниками.
На примере задачи 7 можно обсудить с ребенком понятие периметра вообще и периметра квадрата в частности.
Подписать прямо на страничке карандашом длины сторон и вычислить разности двух общих сторон.
А потом все сложить и найти периметр всей фигуры.
Задачу 8 можно решить двумя способами - по действиям и выражением.
Задача 9 содержит сведения о рассаде. Обсудив, что такое рассада, эти предложения можно акккуратно зачеркнуть карандашом, объяснив ребенку, что в задаче бывают сведения, которые не имеют отношения к решению. Нам, взрослым, не понять, как пугают ребенка длинные условия. Кстати ящики с рассадой можно нарисовать (вид сверху) в виде кружочков в прямоугольниках. Если бы вы видели, как мои кружковцы с удовольствием это делали.
А задача 10 оказалась самой полезной. Третьеклассники не знакомы с десятичными дробями, но что такое полтора можно легко им объяснить. И вычислисть полтора от любого четного числа детям легко. Можно решать задачу по действиям. А можно догадаться, что увеличение сначала в полтора раза, а потом в шесть раз даст нам увеличение в 9 раз. Для детей это не очевидно.
Но несколько моих третьеклассников это поняли. Причем это было их маленькое собственное открытие.