Apr 23, 2006 09:29
WHAT... в смыcле, ВОТ теперь наконец-то -
Χριστος άνέστη!
Ровно пятнадцать лет назад от одних армян слышал замечательное народное объяснение того, почему православные обычно празднуют Пасху позже всех остальных: "Вы вначале видели, потом веровали". Очевидно, таким образом в сознании преломляется частая недельная разница и совпадение "восточной" Пасхи с "западным" Фоминым воскресеньем.
Фома, впрочем, тоже не прост. Я уже как-то говорил, что удивительное тайновидение, проявленное им в обращённых к Воскресшему словах "Господь мой и Бог мой" перестаёт удивлять, если вспомним, что ещё до Страстей именно он сформулировал суть истинного следования за Христом: "пойдём и мы умрём с Ним". А на Тайной Вечере с самоуверенным "почему я не могу идти за Тобою теперь?" Петра и наивным Филипповым "Господи! покажи нам Отца" контрастирует именно его рассудительное "Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь?" (блаж. Феофилакт, правда, объясняет обе эти фразы страхом - но не такой ли "страх" начало мудрости?). Поэтому мнится мне, что за словами "если не увижу, не поверю" стоит вполне резонное недоумение: если Он действительно воскрес, подавая миру воскресение и жизнь вечную - какой арморацеи вы тут сидите вторую неделю за закрытыми дверями страха ради иудейска, а не жжоте глаголом сердца людей? Право, если можно его в чём-то упрекнуть, то лишь в излишней идеализации товарищей, мерянии их собственным аршином.
И всё же - "блаженны не видевшие и уверовавшие"...
Так выпьем же за то, чтобы не лишиться этого блаженства. Чтобы вера наша основывалась не на вИдении, а росла вопреки ему. Чтобы происходящее вокруг и впредь не внушало ни малейшего исторического и экклезиологического оптимизма. Чтобы всё было ещё хуже, чем сегодня - ибо вся многоплановая символика Апокалипсиса сводится к простому "чем ночь темней, тем ярче звёзды" (кстати, ещё один кроссконфессиональный парадокс: в Православии чтение этой книги приурочено к Великому посту (на бдении после вечерни), в Католичестве - к Пасхальному времени. Акцент на "ночи" и "звёздах" соответственно). И если будущее планеты кажется нам глубоким афедроном - возблагодарим за возможность взывать из глубины. Выпьем за надежду, которая без почвы, от отчаяния - ибо именно таковая "не постыжает"...
Э, господа, а что это никто не спешит чокаться? Чай, не на поминках - Христос воскрес! Или мои слова кажутся сарказмом и чёрным юмором? Напрасно! Две пасхальные тайны - путь зерна и знамение пророка Ионы... такие простые и с таким трудом осмысляются... вернее, становятся инструментом осмысления происходящего.
Λειτουργική,
вервица