"Я пришел... спасти мир" (Ин.12,47).

Mar 13, 2013 19:35

Оригинал взят у adelgeim в "Я пришел... спасти мир" (Ин.12,47).


Христианское сознание трепещет, в ожидании грядущего суда. «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых». «Окаянный трепещу страшного дня судного». Реквием Моцарта называет суд «dies ire»- день гнева. Мы просим у Бога «христианской кончины и доброго ответа на страшном суде Христовом».
Содержание суда раскрывает евангельская притча об отделении агнцев от козлов. Сердце приходит в смятение от того, что нас осудят не за то, что мы совершили, а за то, чего не сделали. Осуждённые отвергаются за поступки, совершить которые им не пришло в голову:
- Голоден был - не накормили. Жаждал - не напоили. Болен - не пришли ко Мне.
С ужасом спрашивают грешники:
- когда мы не послужили Тебе?
- если вы не послужили братьям Моим меньшим, не послужили Мне.
И идут грешники в муку вечную, праведники же - в жизнь вечную. Притча осуждает грехи против милосердия: равнодушие, черствость и бессердечие. Христиане каются в собственных грехах и видят себя судимыми. Отсюда возникает страх перед грядущим судом. Поэтому мы молимся: «Боже, милостив будь ко мне грешнику». Мы просим на суде не справедливости, а милости.
Ветхозаветные иудеи совсем иначе воспринимали суд Божий: «Да веселятся и радуются племена! Ибо ты судишь народы праведно». «Да радуются поля и дубравы пред лицом Господа, и всё, что в них. Он идёт судить землю». «Суди меня Боже по правде твоей!» Иудеи ожидают справедливости и радуются суду. Они представляли Бога в образе земного судьи, видели на скамье подсудимых своих обидчиков и просили строгого суда. Себя они считали истцами, которым не надо доказывать свою очевидную правоту.
Из притчи о судье неправедном видно ещё одно отличие ветхозаветного суда. Современный судья обязан рассмотреть дело. Попасть к нему не сложно, но мы избегаем обращаться в суд без крайней нужды. К судье из евангельской притчи трудно попасть. Богатый сосед отобрал у вдовы огород, а защитить некому. Если удастся подать иск, суд защитит её. Вот и приходится надоедать судье изо дня в день.
«Бог будет судить вселенную по правде», «Бог услышит вопль угнетённых». «Судит праведно людей Своих и нищих Своих». «Спасёт сынов убогого и смирит притеснителя». «Дайте суд бедному и сироте, угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего из рук сильного».
Трагедия униженных и оскорбленных в том, что жаловаться некому. Никто не выслушает и не пожалеет. Они ожидают прихода истинного Судии, Который защитит. Иудеи видят в грядущем судье Мессию. Они радуются суду. Они видят в нем не конец истории, а начало своего царства над всеми народами вместе с Мессией.
Иудеи не поднимают вопрос о своей праведности и не считают себя праведниками перед Богом. В псалмах очевидны мотивы покаяния в грехах. «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои». Они считают себя правыми, а не праведниками. Бог утвердит Своим судом не праведность их, а правоту.
В христианском сознании страх перед судом затмевает радость встречи со Христом. Суд означает катастрофический конец человеческой истории. Явление антихриста, подмена ценностей, обман и насилие в конце истории гасят надежду. Погибель кажется неизбежной и вызывает ужас. Так ответ Христа о трудности спастись богатому вызвал ужас учеников: «кто может спастись?» Но Христос отвечает надеждой: «невозможное для людей возможно Богу. Всё возможно Богу». Страшный суд не следует ожидать со страхом. «Огонь вечный уготован дьяволу и ангелам его». Дети Божии призваны «наследовать царство, уготованное им от сложения мира». Христос разрушил ад и победил смерть - пишет Златоуст в слове на Пасху. Разве это не основание для радости и надежды?
Крестная смерть Спасителя воспринимается христианами не только как ужас несправедливости и насилия, но как победа над человеческим грехом и искупление нас от ада. Мы воспринимаем ужас креста сквозь свет воскресения и победы Иисуса: «Я совершил дело, которое Ты поручил Мне». На Страшном суде явится Победитель падшего мира, открывающий новое бытие. К нам идёт
Спаситель, Которого любим, молимся и ждем из поколения в поколение. Его пришествие означает воскресение из мертвых, которого чаем. Суд открывает итог человеческой истории, в которой состоялся замысел Божий. Спасение совершилось, и теперь «нового неба и новой земли по обетованию Его чаем, в них же правда живет».
Дмитрий Ростовский спрашивает: "почему мы называем суд страшным?" И сам отвечает: "суд страшен для грешников". Христианину следует каяться в своих грехах, но хранить, а не отвергать славу и радость грядущего суда из страха осуждения. Покаяние ведёт не к ужасу и отчаянию, а к надежде воскресения и жизни вечной. «Любовь вон изгоняет страх»- пишет апостол. Верим в божественное милосердие, верим, что: «Сын Человеческий пришёл не погубить души человеческие, а спасти» (Лк.9, 56). И дело спасения совершил.

adelgeim, юри(яой)дизм

Previous post Next post
Up