И паки о протестантах восточного обряда

Sep 06, 2012 02:33

Но на сей раз не об украинских лютеранах, а о более поздней и более известной волне. История "Евангелической Православной Церкви", 90% членов которой в 1987 году вместе с основоположником, почившим два месяца назад о. Питером Гиллквистом, присоединилась к Антиохийской епископии в Америке, растиражирована достаточно шумно, оставляя в тени судьбу оставшихся 10%. Вместе с тем поредевшая EOC продолжила своё существование и вполне себе дожила до наших дней, хотя в девяностых и нулевых прошла через ряд новых оттоков в православие - уже не к антиохийцам, а в OCA, словно компенсируя пичальку о. Александра Шмемана после встречи с калифорнийской группой - дескать, подлинные американцы, в которых нет лукавства, и которых наши старые мехи вместить не могут.


Не сильно акцентируется тот факт, что к 87-му году EOC уже вовсю служила по византийскому обряду и имела 19 "епископов", управляющих епархиями (большинство, подозреваю, состояли из одного прихода), 14 из которых присоединилось к православию (разумеется, не в "сущем сане"). Вопросом апостольского преемства, похоже, не заморачивались - во всяком, случае, раздел From our Bishops хранит на сей счёт глухое молчание (хотя на сайтах многочисленных мелких новодельных юрисдикций это общее место), упоминается лишь, что Джерольд Гиледж, женатый первоиерарх со скрижалями, пришитыми вместо мантии на странный балахон по мотивам хабитов западных орденов, был ординирован на пасторство братскими меннонитами. Видимо, вопрос епископата решался так же, как "Всеукраинским собором духовенства и мирян" в 1921 году - что, в итоге, и вызывало неудовлетворённость наличным положением дел, стремление быть православными, а не играть в них.

В качестве основного богослужебного чина на сайте приводится Литургия Иоанна Златоуста - бережно сохранённая, без сомнительных сокращений (начинается,правда, сразу с третьего антифона под малый вход - ну так в этих ваших Штатах половина православных так и служит). Альтернативными евхаристическими молитвами (для того же общего чинопоследования) приводятся, помимо анафор Литургий Василия Великого и Иакова брата Господня, также по возрождённым кельтскому и сарумскому обрядам, юзаемым православными западного обряда и биритуальными (в основном непризнанных юрисдикций) в США и вообще в англоязычном мире. Дополнительные ектенийные прошения - из епископальной Book of Common Prayer.

В отличие от скандальной "церкви" Сергия Журавлёва, это никоим боком не "мимикрия под православие с целью прозелитизма" - уже потому, что прозелитизмом в тех краях занимаются православные, используя для мимикрии западный обряд :). В отличие от инкультурационно-литургического движения грузинского баптистского епископа Малхаза Сонгулашвили, определяемым существительным в своём самоназвании явно считают Orthodox, а не Evangelical (другое дело, что таких Orthodox в США в последние годы десятки юрисдикций разной степени карликовости, рисующих преемство рукоположений от англикан / епископалов или старокатоликов, а основанных в основном бывшими пятидесятниками). Но загадочная ситуация с преемством делает вполне правомерным применение к ним сабжевого определением.

Церковь, видимо, крайне немногочисленна и с низкой динамикой роста. Оно и неудивительно - во-первых, на дворе далеко не 1970-е, во-вторых, достаточно специфическая и узкая прицельная группа: те, кто не может ни ассоциировать себя с протестантами, ни примирить в себе некий разрыв между идеализированным образом православия и реальностью, небеспроблемностью существующих православных юрисдикций, а значит, необходимостью, присоединившись к одной и них, принять в нагрузку и её проблемы как отныне свои. Растёт в основном не в своём отечестве, а в Бурунди и Руанде (есть приходы также в Канаде и Швеции).

Λειτουργική, братолюбие, храм

Previous post Next post
Up