Память Иакова брата Господня, главы Иерусалимской общины, иудейской традиции в Христовой Церкви, которая вскоре сойдёт на нет, разделившись между "ересью эбионитов" (хотя очень похоже на то, что "нищие" - это и было первоначально самоназвание церкви в Иерусалиме) и ассимилирующей тенденцией в языко-христианстве, сегодня провиденциально совпала с рядовыми новозаветными чтениями - апостольским, 2Кор. 3:12-18, о доныне ослеплённом умом сынов Израилевых, имеющих покрывало на сердце при чтении Моисея и евангельском о капернаумском капитане оккупационной армии (который, впрочем, "любит народ наш и построил нам синагогу"), проявившем веру, не найденную Господом и в Израиле (в том числе и среди ходатайствовавших о нём старейшин).
Сегодня ситуация представляется во многом зеркальной - покрывалом зачастую становится наследие исторического христианства, в котором из-за духовного упадка сложно разобраться, не просто отделить Предание от "преданий", сокровищницу от свалки, но и превратить сокровище в живой капитал, питающий духовную жизнь. Здесь взгляд на общие корни, даже в том мутировавшем виде, в каком имеем их в современной еврейской традиции, неизменно способствует обретению Христа и Церкви, утраченных за словами о них. Собственно, об этой профетической миссии сынов Израилевых по плоти - как уже принявших своего Мессию, так ещё только ожидающих услышать слово Бесоры так, как оно должно быть им проповедано,
писал - провокационно, скользя на грани фола - о. Даниэль Руффайзен.
А по сути, принцип и тогда, и сейчас тот же самый - возрождение начинается и утверждается на периферии. О. Александр Мень цитировал слова К.-С. Льюиса о том, что "если и впрямь началось христианское возрождение, развиваться оно будет медленно, тихо, в очень маленьких группах людей". Я же, перефразируя персонажа Оруэлла, скажу больше: если надежда есть, то она в протах. В смысле, в протестантах.
Только здесь большое "если"...