- Если хочешь войти в жизнь, соблюди заповеди: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
- Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. (Мф.19:17-21)
Застарелый и повсеместный грех исторического христианства - в том, что идущие путём совершенства как-то очень быстро и незаметно начинают давать второй ответ на первый вопрос. Это действительно общая болезнь, охватывающая всех - от монашества до всевозможных "неокатехуменов" и "кочетковцев". "Наш путь" отождествляется с путём спасения - спасения не в смысле познания Христа и возрастания в благодати, а в смысле "избавления от гнева Божия" в самом примитивном и наивно-антропоморфном его понимании. Намного легче "страхом спасать", возлагая бремена неудобоносимые ради избежания аццкого огня, чем поверить словам Евангелия о Даре и его плодах. Намного легче украсить бесплодную смоковницу ёлочными игрушками пустых "дел и заслуг", бьющихся при первом ударе. Намного легче отмахнуться от Бога внешним "исполнением заповедей", чем жить Им. И намного легче учить этому других и пополнять такой проповедью свои ряды, оправдывая себя тем, что это ряды Господни, хотя это "наше" ("павлово", "кифино", "аполлосово") держится засчёт противопоставления другим, причащающимся от той же Чаши, и латентного превозношения над ними. Потому что изначально основано на лжи.
Зачем раздавать своё имение, если можно спастись и без этого? Зачем принадлежать истинной Церкви, если вне её видимых границ также есть спасение, Евангелие, действенное крещение и, вероятно (Богу знать, а не наше свинячье дело), другие дары благодати? Зачем веровать во Христа и проповедовать Его другим, если, как ясно следует из Мф.25:31-46, язычники (τα εθνα) будут спасаемы по своему отношению к ближнему, в котором выражается их отношение к неведомому Спасителю, ставшему в воплощении братом всем (Евр.2:14)?
А ни зачем. "Если хочешь". Если не хочешь - всё это не имеет смысла. Попытки "жить по-христиански" из страха наказания или из интеллектуального понимания, что "так надо" могут быть полезны как средства осознания этого желания (Бог использует и не такие странные средства), но вне этой цели пусты и бессмысленны. Тем более, лживы их мотивы.
"На сем стою и не могу иначе" (с) Именно это я принял, именно в это уверовал, именно в правоте этого многократно и многообразно убеждался, именно это считаю и называю Православием.
Собственно, именно об этом -
сегодняшнее апостольское и евангельское чтения...