(no subject)

May 05, 2007 12:58

Ломаются копья вокруг вполне ортодоксального документа, который, в общем-то, прямой практический комментарий к Рим. 9-11...

Кстати, сегодняшние богослужебные чтения (Деян. 12:1-11; Ин. 8:31-42) - чуть ли не самые "антисемитские" в Новом Завете. Убийство Иакова "приятно Иудеям", "избавил меня... от всего, чего ждал народ Иудейский" и, наконец, "вы делаете дела отца вашего" - преамбула ко всеми любимому "ваш отец - диавол". Только вот завтра в противовес всему услышим, что "спасение от иудеев" (Ин. 4:22), а сам Сказавший это будет назван в церковнославянском тексте "Жидовином" (ст. 9).

А между тем, чтения прошедшей недели, аккурат в середине Пасхального периода повествующие об обращении Корнилия и сопутствующих ему обстоятельствах (Деян. 10), дают понять не только суть новозаветных претензий к иудеям, но и то, что Церковь - Новый Израиль - вполне их наследует. Если самаряне "не знают, чему кланяются", то Израиль, в том числе и историческая христианская Церковь в её человеческой составляющей - не знает, зачем кланяется. Великое поручение и призвание быть светом миру немыслимы без постоянного диалога (vs. догматический компромисс) и нелицемерной открытости миру (vs. секуляризация). Они, однако, не способствует стабильности человеческих социальных групп - а Тело Христово на практике принимается именно за таковую едва ли не большинством его членов и князей. Потому и вытесняются на периферию церковной жизни. Собственно, на самую границу, так что миссионер или занимающийся тем, что на советско-патриархийном жаргоне называется "внешними церковными сношениями", воспринимается как человек фронтира, а значит, группа риска. А уж экуменизм (слово, восходящее к словам о проповеди Евангелия по всей Экумене (Мф.24:14), хотя озачающее всего лишь стремление к порядку среди исповедующих Христа), как известно, ересь и вообще ругательство...

Потому-то обжигающие слова "ваш отец диавол" адресованы в Евангелии отнюдь не неверующим, как думают протестантские фундаменталисты, и не иудеям как таковым, как мнят православнутые, а некоторым из уверовавших во Христа (см. начало сегодняшнего евангельского чиения). Потому-то законными судьями и обвинителями нам станут - и уже есть! - самаряне (лейтмотив Евангелий), язычники (лейтмотив Деяний Апостолов) и иудеи, отвергающие Христа из-за неадекватности нашего свидетельства жизнью и словом (лейтмотив истории Церкви). Потому-то не для них, отсутствующих, а для нас, Новозаветного Израиля, звучит на Страстной: "Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте?". Равно как притча о виноградарях etc.

А мораль сей басни такова: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11:32-33). Всех - то бишь, (ср.1Кор.10:32) и иудеев, и еллинов, и Церковь Божью. Если же кто почитает себя достигшим послушания и ищет обретения белизны и пушистости в собственной вере и благочении - пусть ищет. Авось, паче чаяния, обрящет.

Только никому, кажется, ещё не удавалось...

Λειτουργική, слово, разрушение мифов, вервица

Previous post Next post
Up