(no subject)

Apr 20, 2007 15:25

Супердиакон делится новой версией насчёт того, "почему не собирают Поместный собор". Поскольку давнишний прогон "Каноническое право Православной Церкви вообще не знает такого понятия как "Поместный Собор". На Вселенских Соборах древности право голоса имели только епископы" предназначался определённой целевой аудитории и всерьёз никак не покатит, а обтекаемое "поэтому и не собирался, что неясно, как формировать его состав" - не ответ, а отговорка, порождающая букет новых вопросов, выдан очередной козырный аргумент: "Главная причина - чтобы не дать автокефалию УПЦ". Короче, опять хохлы всю воду выпили... или это говорится о ком-то другом? в общем, понадкусывали своей виртуальной полуавтономностью каноническое единство Патриархата, да ещё и з'їсти грозятся... Главное, вопрос о соборе теперь можно окончательно снимать с повестки. Интересно только, как (многая, конечно, лета, Святейшему Алексию) Патриарха будем избирать в случае чего. Или опять придётся тихой сапой вносить изменения в Устав? Но это опять-таки прерогатива Поместного собора... Замкнутый круг. Шучу, конечно, никого это не заморачивает: кто поумнее, помнит опыт советских псевдособоров, кто понаивнее, твёрдо знает, что независимость Малороссии - исторический курьёз, который вот-вот должен закончиться, как предвещал великий Даллес...

Правда, оказывается, "настроения украинского духовенства сегодня уже в сторону канонической автокефалии. Удерживает лишь нежелание прихожан". И то, и другое, разумеется, брехня: настроения разные как и у духовенства (где те золотые советские царские времена, когда все вторые секретари архиереи были из России?), так и у прихожан (но откуда отцу диакону это знать - у него на Украине аудитория специфическая. Более вменяемая, чем, скажем, у Бичевской, но всё равно погоды не делающая).

Если серьёзно, то отавтокефаливание УПЦ, которой и сегодня принадлежит добрая половина МП-шных приходов, разумеется, потрясёт патриархийную номенклатуру куда сильнее, чем украинских прихожан (а для населения Украины в целом вообще останётся незамеченным). Но сермяжная правда в том, что для такой нестабильной системы, которой явялется сегодня МП любые толчки действительно могут стать губительными. И Украина тут - последнее горе.

Да, так я, собственно, не об этом. Отец диакон в который раз радует своим умением "для всех сделаться всем , чтобы... прельстить, если возможно, и избранных" (что то я сегодня все цитаты перевираю. Или в данном случе всё правильно?). Если в упоминавшейся статье читателя пужали страшными-ужоснашными реформами вплоть до (кошмаррр и новообнеоленчество!) фиксированного приходского членства с уплатой десятины, которые необходимо провести для формирования состава Поместного собора, то в "интервью для одного политологического журнала" ничтоже сумнешеся говорит о желательности давно назревших радикальных реформ. И какова программа!

Первый этап этой реформы: создание церковного «стабилизационного фонда». Одно из действий на этом этапе: в контакте с ФСБ найти тайные банковские счета ряда церковных людей и попросить их перевести эти денежки в этот самый стабфонд.

Второй этап: объявление крестин бесплатной требой. Запрет на совершение крещения в большинстве храмов России. То есть в тех храмах, где священник не может миссионерски захватывающе рассказать о христианской вере, просто опечатать крестилки. Запретить крестить без «оглашения», то есть научения крестных родителей, просто родителей и (если позволяет возраст) самих крещаемых основам православной веры и жизни. «Оглашение» должно вызывать в людях восхищение, желание сознательно сделать веру Церкви своей личной верой. Поскольку не каждый проповедник способен так свидетельствовать о своей вере, то и хорошо бы некоторых из них понудить к молчанию. Зато к способным миссионерам направлять жаждущих крещения со всей округи.
В результате появится надежда уменьшить скандальный разрыв между числом людей крещеных и церковных.

Третий этап: людям, сознательно избравшим Православие, предложить ощутить жизнь Церкви как их жизнь. Тут даже возможно введение церковной «десятины». Если и в самом деле Церковь сможет жить на пожертвования своих сознательных членов, то это и даст ей финансовую независимость от государства и малоцерковных «спонсоров».

(Налицо некоторое противоречие с п.1 - ну так Кураев не Кураев, если в соседних абзацах сам себе не попротиворечит. Антиномист. Хотя конфессиям, живущим не только без оплачиваемых треб, но и без фиксированных "десятин", на добровольные пожертвования, стабилизационный фонд, как всем известно, Сорос инвестирует. Ну, а нам, бедненьким, придётся обходиться родным ФСБ).

Четвертый этап: сознательность жизни в Церкви приведет к сознательному и гласному поименному членству в приходской общине. Человек, который платит десятину именно в этот приход, обретает в нем право голоса. И тогда возможен контроль прихожан над церковной кассой и над жизнью духовенства. Возможно прозрачное избрание делегатов на епархиальное собрание и Поместный собор. Тогда возможно и создание независимого и действующего церковного суда.

Причём для осуществления этих реформ "несмотря на возмущение и писк со всех сторон" Патриархом должен стать... "чукотский епископ Диомид, который своего губернатора публично клеймит «жидом». Это, типа, шютка юмора. Бамбарбия киргуду. В смысле, "глухой аутист, человек совершенно не от мира сего, не видящий реальности, не имеющий с ней точек соприкосновения", который "знает, как надо, а потому и режет по живым и шкурным интересам. Без такого насилия Церковь не сможет вернуться к своим древним канонам.

Ну, а поскольку шансов не такую реформу и таких реформаторов крайне мало (они равняются вероятности Божия чуда), то по человечески остается только резонерски сказать: чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться.

С резонёрством, конечно, нельзя не согдаситься (очаровываться вообще не надо никогда и ничем). Только вот Божие чудо уже было. Семидесятилетнее вавилонское пленение, очистившее Церковь от неизбежного нароста "традиционной религии", и реальная свобода, которую она получила в начале 90-х. Время было благориприятным для самых радикальных реформ: церковный народ состоял преимущественно из неофитов, из них же формировалось и новое поколение пастырией. Та "реальность", о которой с умным лицом говорит о.Андрей - на 75% наследие не царских и не совдеповских лет, а последних полутора десятилетий...

А коли так, раз мы не только попрали Божье чудо, но и просто его не заметили, то помимо предложенного о.Андреем фантастического пути выхода из тупика существуют только два. Оптимистический возможен в случае полного отказа России (восстановленного Союза) от либерально-демократической парадигмы и строительства нового автаркического "железного занавеса", сопровождающегося уходом РПЦ в раскол - не просто разрывом общения со Вселенским православием, но анафем в его адрес и попыткой формирования альтернативной "полноты православия" в унии с ИПЦшниками и старостильниками всех мастей, многие из которых, забыв о внутренних дрязгах, действительно будут готовы объединиться вокруг сильного центра (возможно, удастся увлечь и кого-то из поместных церквей, вернее, спровоцировать в них раскол). Произойдёт фактическая догматизация лжеучений о "симфонии", "православном императоре как вселенском катехоне и главе церкви", "третьем риме"... вплоть до "царя-искупителя" - то есть реформы "справа", которые, однако, не вызовут ни возмущения, ни писка - во-первых, потому что не затронут уклада церковной жизни (напротив, все нынешние нестроения кодифицируются как православная норма), во-вторых и сегодня уже осуществлены в мировоззрении многих, в-третьих, обстоятельства будут неблагоприятными для возмущения и писка. Упорно возмущающиеся и пищащие, которые, собственно, и станут преемниками канонической Церкви, уходят в подполье, где обречены на вымирание без епископата (о чём власти позаботятся) и ощутимой поддержки зарубежных братьев (дразнить медведа-шатуна никому не интересно, будут ждать, пока сам сдохнет). Власти жестоко преследуют их как "наиболее зловредную секту", дополняя ими число новомучеников и исповедников, одновременно пытаясь приручить и использовать для отвода пара. Претерпевший до конца переживает этот режим, который, подобно предшественникам, съедает себя изнутри вместе со лжецерковью, служащей его идеологической опорой. В Церкви, закалённой горнилом испытаний, восстанавливается каноническая иерархия.

Этот сценарий я называю оптимистическим безо всяких там киргуду. Увы, всё более вероятным кажется реалистический вариант, в соответствии с которым выхода для МП нет вообще, вместо света в конце тоннеля огни мчащегося поезда, вместо хэппи-энда - катарсис в вечности. Обетование Господа о том, что врата ада не одолеют Церковь отнюдь не распространяются на каждую из существующих ныне поместных церквей. Мы, чай, не католики какие-нибудь, верящие, что римская кафедра с курией-матерью неизбежно устоят в истине и без повреждений пребудут до пришествия Христова. Экклезиология у нас сетевого типа, а не централизованного; а если бы и не так, Москва, вопреки филофеевско-масонским построением на центр никак не катит. Так что, возможно, всё будет так, как описано выше (или не так, а ровнее и эволюционней, что ещё хуже), но ересь поразит МП настолько глубоко, что организованная ортодоксальная оппозиция вавилонской блуднице просто не сформируется. Остаток составят разобщённые между собой одиночки или жизненеспособные группы, практически без священства, о которых ни у кого не повернётся язык говорить как об "РПЦ в катакомбах". Если железный занаес будет не слишком непроницаемым, их возьмётся окормлять тот же Константинополь, но уже безо всяких разговоров о "самоуправлении".

А о том, чтобы МП устояла в истине без раскола и сохранив все нынешние бюрократические институции, речь действительно не идёт. Два чуда Господних в течение столетия - губа не треснет?

кураевология, православизм на марше, фофудья

Previous post Next post
Up