Маленький секрет советских радиоприёмников

Mar 22, 2024 13:16



Сомневаюсь, что данная тема кому-нибудь интересна, но мне хочется про это рассказать. Так что притворюсь, будто кто-то прочитает.

У советских радиоприёмников первого и второго класса сложности (настоящего второго, а не липового после перемены ГОСТ-а в 1989-ом году, как «Альпинист-221») на задней панели предусмотрен разъём для вывода аудио. На случай, если кто-то захочет записать эфир на магнитофон. Выводится этот сигнал через гнездо под пятиштырьковый DIN-штекер:

гнездо для вывода аудио в приёмнике «Спидола-230-1»



гнездо для вывода аудио в приёмнике «Океан-209»



Выводится этот сигнал с выхода радиоприёмного тюнера, что и логично - там он представлен в своём первозданном виде, ещё до регулировки тембра и громкости в усилителе звуковой частоты. Если надо поменять какие-то параметры сигнала, это правильнее делать на самой звукозаписывающей аппаратуре. И вот этот нюанс даёт интересную возможность. Ведь в само́м аппарате данный сигнал далее обрабатывается в усилителе звуковой частоты. То есть выход радиоприёмного тракта совпадает со входом усилителя низкой частоты. Это значит, что туда можно подать собственный звуковой сигнал, что превратит наш приёмник в активную колонку. А у этих приёмников больши́е добротные динамики и качественные УНЧ, звучание получается шикарное: сочное, с густыми басами, можно настраивать тембр. Правда, возникает один тонкий момент: радиоприёмный тракт-то никуда не девается, он продолжает работать и тоже подавать свой сигнал, который будет накладываться и мешать. Нужно сию помеху куда-то деть. И тут самое время вспомнить, что я рассказывал про радиоприёмники «Спидола», у которых одна или две секции в диапазонном барабане пустые. Достаточно переключить приёмник на такую секцию. В таком случае на радиотракт не будет подаваться никакой сигнал, соответственно, на выходе тюнера будет тишина. На са́мом деле, с другими приёмниками, не «Спидолами», можно сделать то же самое. Переключатель можно установить в промежуток между диапазонами - тогда радиочастотный тракт останется без сигнала и будет молчать.

Чтобы подать аудиосигнал, требуется соответствующий штекер:


пятиштырьковый DIN-штекер



Вот карта подключений:

карта подключений аудио-разъёма



Тут, правда, есть один нюанс. Современная аппаратура сигнал обыкновенно выдаёт через аудио-разъём 3,5 мм в формате стерео на два канала. То есть точки подключения три. А нам надо подать на один входной канал через две точки подключения. Замыкать выходные каналы между собой противопоказано, их следует подключить через два резистора, вот так:

схема кабеля для подключения в формате объединённого стерео



Входное сопротивление усилителей низкой частоты высокое, поэтому и сопротивления сопряжения можно использовать побольше - 1 килоом. Так благоприятнее для источника аудиосигнала.

Вот такой получается итоговый кабель:

готовый аудиокабель для работы в формате объединённого стерео



Разумеется, стерео можно и не объединять. Если есть две колонки - то просто разводим каждый канал отдельно, и никакие вспомогательные резисторы уже не нужны:

схема кабеля для подключения в формате стерео



готовый аудиокабель для работы в формате стерео



На этом можно было бы и закончить, но расскажу про ещё один встречающийся практический нюанс. Как я говорил выше, современная аппаратура обыкновенно выдаёт сигнал через аудио-разъём 3,5 мм на два канала. Два канала нужны для передачи стерео. Но некоторые устройства выдают только моно. В таком случае в оба канала нужно просто подать один и тот же сигнал - и никаких проблем. Так правильно и так часто и делается. Но не всегда. Объясняю в чём штука. Вот схема стерео-наушников:

схема стерео-наушников



Если у нас на выходе моно, то под второй канал нужен либо дополнительный выходной каскад, либо же придётся выводить с одного, подключая к нему оба динамика параллельно - а это вдвое увеличивает нагрузку. Есть маза сэкономить и облегчить: подключить динамики через один выход последовательно! Поглядите, они же соединены в средней точке. Если её не заводить на массу, оставив болтаться общий провод в воздухе, а на массу завести одно из канальных подключений, то получим искомое - вывод моно-сигнала через два последовательно включённых динамика. Неплохо придумано, правда?! Вот только если такое подключить к нашей колонке через наш кабель под объединённое стерео, колонка будет молчать - потому что окажется подключена лишь одной точкой, то есть фактически не подключена. Для такого дурацкого моно нужен специальный дурацкий кабель - который массу заводит на один из каналов, что с картой дурацкого моно совпадает. Дурацкому кабелю нужно сделать специальную цветовую маркировку - чтобы не перепутать.

схема кабеля для подключения дурацкого моно



готовый кабель для подключения дурацкого моно



В итоге всё работает - все три показанных кабеля. Звук можно подавать хоть от чего, и он получается офигенный. Ниже видеодемонстрация.

Previous post Next post
Up