Спасение рядового барина

Apr 26, 2010 09:00

Выскажу некоторые впечатления о «великом кино о великой войне» в дополнение к другим рецензиям и комментариям о фильме.

Фильм «Утомленные солнцем-2» смотреть очень тяжело. Во многом это связано с тем, что различные эпизоды слабо связаны между собой. Мехолков пытается и показать линию истории семьи Котовых с  - одной стороны, и в то же время собрать некоторую мозаику жизни военной эпохи - с другой. Но эта мозаика по большому счету оказывается в виде отдельных фрагментов, а не целостной картины. Некоторые из эпизодов не несут не себе никакой смысловой нагрузки.

Кроме того, операторская работа настолько грубая, что глаза просто устают от картинки. Выбираются самые неудачные ракурсы, мельтешение кадров в одном эпизоде сменяет вязкая тянучка действия - в другом. Фильм затянут, при том, что некоторые важные для сюжета вещи (например, про то, как Барин и Ко оказались в штрафбате) упущены. Спецэффекты получились очень неудачные, по крайней мере, для фильма с бюджетом в 50 лимонов американских рублей.

Про перманентную истерику и мат всех персонажей уже много писали в рецензиях, так что добавлю только свои пять копеек про актерскую игру. Многие из актеров в фильме вовсе не играют. Они как будто читают текст по бумажке, стремясь поскорее избавиться от тягостной обязанности. Это относится и к самому Барину, чьи немногочисленные реплики напоминают отвлеченное бормотание. К тому же в результате халтурной операторской работы разглядеть многих персонажей и их игру достаточно сложно.

Обсуждение эпизода с атакой самоходной баржи уже несколько недель гуляет по Интернету. Здесь я ничего нового сказать не смогу, однако эта сцена показательна и по другой причине. По сути, создатели фильма пытаются усидеть на двух стульях - показать сцену всенародной борьбы с вражеским нашествием и представить всю порочность советской системы. Однако у них получилось, прежде всего, представить немцев как лучшую альтернативу не только сталинскому режиму, но и всему советскому народу. «Гуманные» немцы бомбят баржу с ранеными только после того, как советские варвары возмутились тем, что их решили измазать говном. Экие недоумки! Это же радоваться надо было на самом деле, что цивилизованные европейцы решили позабавиться, а они нанесли предательский удар в место пониже спины!

Убийство цыган трактуется как случайность (трупы цыган,  зрителю почему-то не показывают, хотя в других сценах режиссер не стесняется демонстрировать еще больше крови и мяса). Сожжение живьем жителей поселка - это расплата за убийство немецких солдат. Ну возмутилась русская фройлен тем, что приглянулась культурным и обходительным арийцам, вот и пришлось остальным отвечать. Немцев нужно понять, они вынуждены были действовать таким образом. Опять же показывают трупы немецких солдат, но не сцену изнасилования той женщины, которая их порубала пару фрицев подручными средствами. Смерть грузина-курсанта под гусеницами танка - опять же его вина. Не стал есть немецкий шоколад, не отошел в сторону, а пытался поцарапать штыком казенный панцерваген - ну вот его по снегу и размазали. Даже в сцене с церковью бомбовый удар выглядит как случайность со стороны экипажа «Юнкерса». Ну конечно, христолюбивое люфтваффе никогда бы не стало бомбить храм специально. Кстати, это был Ю-87 из того же гешвадера (судя по эмблеме), что потопил баржу. Можно считать миссионерский гешвадер, т.к. способствовал воцерковлению обоих Котовых. При этом в самолете, который сбросил волшебную бомбу на церковь, появился третий член экипажа - наверно, для прикрытия стрелка, когда тот снова пожелает справить большую нужду. Итак, марал из этих эпизодов следующий - не лезли бы русские дураки под горячую руку покорителей Европы, глядишь и остались бы живы. Расслабились бы, получили удовольствие, наелись бы шоколада (вперемежку с говном, конечно, - но, как говориться, а лагерь, ком а лагерь). Вот такое кино о великой войне. Парусные танки по сравнению с этим - это не самое страшное.

Бой штрафников и курсантов с танками продолжает вышеизложенную тенденцию. Фактически поле боя осталось за нашими (пусть и ценой гибели почти всего личного состава). Но как воспринимают это уцелевшие? Проклинают режим, конечно. Ни радости от того, что остались живы, ни эйфории, ничего. Даже криков вроде «мы этих гадов все равно сделали» не раздается. Нормально ведет себя только Дюжев - добивает раненых фрицев и собирает трофеи. Бои на ближних подступах к Москве должны таким образом восприниматься как бессмысленная бойня. Окончательно добивает картину знакомый Ю-87 (других самолетов у люфтваффе на Восточном фронте, видимо, не было), который разбрасывает дырявые ложки (вообще-то логичнее было сделать это перед боем). И Барин начинает рыдать над ними. В общем, хоть и наваляли немцам, все равно запомоились.

Эпизод с сиськами Надежды Михалковой на самом деле не самая плохая сцена в фильме (на войне это не самый большой грех, в который могла впасть женщина, да и желание это не самое противоестественное для мужика), если бы не пара нюансов. Первое - целехонький комбинезон на обгоревшем до костей танкисте, второе - православная прелюдия к стриптизу. Умирающий паренек решил убить двух зайцев -попросить санинструктора помолиться за него, а потом - раздеться. В результате впечатление об эпизоде вызывает к памяти бородатый анекдот - «Либо крест снимите, либо трусы наденьте». Михалкова, ища раненых, орет во все горло, а потом просит танкиста не стонать, чтобы немцы не услышали.

Непонятно поведение Котова в лагере в начале войны. Почему он так испугался того, что его вывели на двор вместе с уголовниками. В лагере он, чувствуется,  в авторитете - об этом можно судить хотя бы по его железным ногтям и часам на руке. К тому же после ночного припадка его начинает утешать весь барак, да и сам начлаг несколько робеет перед ним. И видно было, что он сидел в одном бараке с уголовниками.

Про остальные ляпы и маразмы фильма писали и в других рецензиях.

Ну что я все о плохом, да о плохом? Есть в фильме и достойные эпизоды. Например, сцены со Сталиным и реакцией на него со стороны окружающих (хотя все это уже много раз показано в фильмах со времен перестройки). Кассир в исполнении Алексея Петренко, пытающийся до конца исполнять свой долг. Немецкий пехотинец, подбирающий шоколадку (оставшуюся от раздавленного танком курсанта). Некоторые сценки в общении курсантов со штрафниками.

Достаточно крепкой сюжетной линией как не странно обладает сама история поиска Котова. Почему он так важен для Сталина? Комдив - не самый высокий чин, чтобы о нем беспокоился Верховный главнокомандующий. И кто управляет с верхушки судьбой Котова? Какую тайну знает комдив? - Не иначе, как про секретный договор Сталина с Гитлером о разделе Европы, заключенный еще в середине 30-х гг. или что-то в этом роде. Пожалуй, это единственное, что может заставить как-то ждать выхода третьей серии.
Впрочем, все это - только ложка меда в бочке дегтя.

Резюме. Фильм сделан абсолютно бездарно, как с точки зрения подаваемой идеи («великое кино о великой войне»), так и с точки зрения технического исполнения. Это набор из отдельных сцен, отличающихся друг от друга лишь степенью фарса и идиотизма.


Вторая мировая, кино, клиника, киноляпы, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up