Оскар Левант, пианист, звезда кинематографа и автор бестселлеров середины прошлого века, однажды стал свидетелем, как его друг, известный музыкант и композитор Джордж Гершвин, целый вечер с большим упоением играл свои собственные произведения. "Скажи мне, Джордж", спросил Левант с некоторой завистью, "Если бы тебе пришлось начать жизнь сначала, ты опять влюбился бы только в себя?" Многие психологи относительно такого поведения пришли к единому мнению, которое, судя по всему, задело бы подавляющее число людей на земле: высокая самооценка - это не одно и то же, что здоровая самооценка. Профессор психологии из Университета штата Джорджия в своем новом исследовании обнаружил еще одну закономерность - люди со стабильной высокой самооценкой в меньшей степени демонстрируют вербально-оборонительное поведение по сравнению с теми, у кого "хрупкая" самооценка.
"Высокая самооценка имеет множество градаций. Например, в своем исследовании мы обнаружили, что неустойчивая и поверхностная высокая самооценка ничем не отличаются от низкой самооценки", говорит Майкл Кернис. "Люди с неустойчивой высокой самооценкой компенсируют свою мнительность навязчивой тенденцией по любому поводу отстаивать и защищать чувство собственного достоинства. Эти исследования опубликованы в научном издании Journal of Personality. Соавторами работы также являются Чад Лейки и Уитни Хеппнер, аспиранты на факультете социальной психологии УД. По мнению Керниса, несмотря на сложную перспективу психиатрии, все же наблюдаются медленные, но уверенные сдвиги в том, как психологи понимают вопрос самооценки. Ранее считалось, что, чем выше человек оценивает себя, тем лучше. В последние годы, однако, эта теория трещит по всем швам, особенно, что касается агрессивного поведения. И к тому же, люди с высокой самооценкой иногда становятся просто невыносимыми, когда кто-то или что ставит под угрозу их "эго".
Высокое самомнение до сих пор считается добродетелью, необходимой для счастливой и продуктивной жизни. Однако, ученые постепенно начинают подтачивать этот стереотип в надежде найти ту грань, где высокая самооценка приносит больше вреда, нежели пользы. На самом деле, есть множество видов высокой самооценки, где только некоторые из них можно справедливо отнести к позитивному психологическому функционированию. Высокая самооценка может принимать негативный окрас, когда сопровождается словесной защитой т.е. вспышками гнева. Обычно это происходит в условиях оспаривания мнения, взглядов, утверждений или системы ценностей того или иного индивидуума. Итак, чтобы проследить, отличаются ли респонденты с хрупкой самооценкой повышенной словесной агрессивностью по сравнению с респондентами со стабильной самооценкой, Кернис со своими коллегами провели эксперимент, разбив его на три этапа.
В опыте участвовало сто студентов. На первом этапе участников попросили заполнить демографическую анкету, чтобы оценить уровень и параметры их самооценки. На втором этапе ученые анализировали уровень стабильности самооценки, поскольку, чем более неустойчивая или изменчивая самооценка, тем она более хрупкая. И на последнем этапе, чтобы определить так называемую "оборонительную вербализацию", исследователи провели структурное "интервью из жизненного опыта". "Результаты наших экспериментов в большей степени поддерживают многокомпонентную модель, которая демонстрирует четкое различие между неустойчивой и стабильной самооценкой", говорит Кернис. "Индивидуумы с низкой самооценкой или хрупкой высокой самооценкой обычно демонстрируют вербально-оборонительное поведение. Это происходит отчасти потому, что люди с низкой или хрупкой высокой самооценкой обычно преувеличивают степень потенциальной угрозы по сравнению с теми, у кого стабильная высокая самооценка, поэтому им приходится прикладывать больше усилий, чтобы сохранить чувство собственного достоинства.
С другой стороны, люди со стабильной высокой самооценкой склонны принимать себя со всеми изъянами и недостатками. Чувствуя себя в большей степени безопасно, они редко обвиняют других, прибегая к вербальным защитным механизмам, и не оправдываются по поводу прошлых ошибок или угрожающих ситуаций. По мнению Керниса, ценность данного исследования заключается в том, что оно доказывает взаимосвязь повышенной вербальной оборонительности и низким уровнем психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. "Повышенная оборонительность, как правило, свидетельствует не о здоровом психологическом восприятии, а о неуверенности, слабости и низко-оптимальном уровне функционирования в обществе", говорит Кернис. "Нет ничего крамольного в том, что люди хотят думать о себе хорошо. Но, когда это приобретает навязчивый характер, человек становится слишком чувствительным к критике окружающих и вынужден постоянно доказывать свою значимость. Такая самооценка, скорее, неустойчива, нежели стабильна и лишает человека всех своих психологических преимуществ".
А что касается Оскара Леванта и Джорджа Гершвина. О первом мы помним в основном благодаря его язвительным афоризмам, в то время как Гершвин оставил нам "Рапсодию в блюзовых тонах", симфоническую поэму "Американец в Париже" и фольклорную оперу "Порги и Бесс" - три выдающихся произведения 20-го века. Итак, в тот памятный вечер, оценивая стабильность самооценки одного и второго, Гершвину можно поставить 1 балл, а Леванту - 0. Какая все-таки сложная штука эта самооценка!
Оксана Гринолив
Источник:
http://www.uga.edu/