Давайте по-порядку.
Вот есть Брейвик. Он был не согласен с политическим курсом своей страны, додумался до своей гениальной идеи и во имя нее расстрелял молодежь. Причем сделал это как Раскольников - исключительно от разума. Страна его содрогнулась, мир проклял. Он сел в тюрьму, но идея его стала известна. В общем, он добился своего.
Есть три девочки. Они тоже думали-думали о стране, пришли к идее, всячески воплощали ее в творческой форме, пока не совершили самый громкий свой арт-проект. Их арестовали, долго судили, приговорили. Но их идея разнеслась по миру, и вот главные тренд-сеттеры планеты рисуют имена девочек на своих майках.
И есть мальчики. Кажется, они вообще не думали. Они просто жили-были, но с каждым годом жить становилось все сложнее. Не сказать, что они придумывали какую-то идею, просто привыкли, что система - враг, а ее сотрудник - палач. А потом сорвались и стали отстреливать ментов. В феврале-июне 2010 они стали известны как
«приморские партизаны». Я как-то упоминала их
здесь, но вскользь. Их ловили по всему Приморью, в итоге нашли в квартире в Уссурийске, навалились, шестерых арестовали, двое успели застрелиться. Идеи большой у них не было,
они и говорили-то с трудом. Все, что смогли сформулировать, было как-то коряво. Государственные СМИ представили все это как обыкновенную уголовку. И это было бы так, если б этим ребятам не помогали местные жители. В смысле, не братья-сватья, а совершенно незнакомые люди. Знали, почему ребята скрываются, и укрывали, приносили еду, сбивали погоню со следа...
Это, наверное, сложно понять, если не сталкивался с полицейской системой там, глубоко в стране, где от системы совсем нет спасения.
Парни в общем ничего не добивались, просто выплескивали злость. Сейчас о них помнят только в самом Приморье, где они сидят в ожидании суда.
Им не могут вынести приговор потому, что нет присяжных. Пятый раз подряд суд пытается сформировать коллегию, и в пятый раз подряд жители Приморья не хотят судить. Просто не приходят.
Прочитала сегодня эту новость и подумала, что ведь сидят они, в общем, за одно и то же. Мальчики и девочки. И те, и другие выступили против системы: достало. Просто здесь девочки из Москвы. А там - мальчики из Приморья. Каждый решает свои проблемы привычным способом. Я тоже из Приморья. И мне, признаюсь, понятен способ мальчиков. Я просто вообще не мыслю так, чтоб залезть на амвон и что-то оттуда проорать. А расстрелять - да. Я так мыслю. И, самое интересное, что так мыслит очень много людей, которые помогали им тогда и сейчас не хотят судить. Нет, я не возьму в руки пистолет, но если кто-то взял - только ли он в этом виноват? Мне всегда были интересны причины.
Я в общем про что? Про то, конечно, что идея сильнее пистолета. Это да. И про то, что я ненавижу людей, которые доводят других до уголовки. Тех, кто сидит в своих покоях и ест, спит, любит женщин и понимает свою безнаказанность. Не знаю, как объяснить... Убийство - плохо. Но доведение до убийства - это пц.
Понимаете, там, в Приморье, все серьезней. Безнадежней. Беспросветней. Это внутри Садового могут быть букеты белых хризантем в руках полицейских. Мирные митинги и миллионные прогулки по бульварам. Арт-проекты в защиту арестованных. Бесчисленные блоги. Выставки современного искусства... Это все мило, но иногда хочется крикнуть: «Люди, вы серьезно?? Серьезно, что ли??»
Мне кажется, что люди, к которым вы обращаетесь, говорят на другом языке.
Нет, возможно, вы правы. Хорошо, если вы правы. Я просто не могу понять.