Jan 30, 2010 18:20
ПЕРВИЧНОЕ ВРАЧЕБНОЕ ЗЕНО.
Кто будет нас лечить?
Руководство страны всерьёз озаботилось проблемой нехватки врачей первичного звена, к которым все мы обращаемся в первую очередь. На голубых экранах постоянно появляются чиновники разного уровня, рассуждающие на эту тему, в основном в духе - поднимем зарплату, и специалисты прибегут. Действительно зарплата врача в государственных медицинских учреждениях оскорбительно мала, но в ней ли только дело?
Всегда считалось, что устойчивый постоянно высокий конкурс в медицинские ВУЗы обеспечивает отбор самых способных и талантливых абитуриентов. Нам всем действительно нужны только грамотные и высококвалифицированные врачи, которые внимательно выслушают и хорошо полечат. При этом во многих небедных слоях общества работа врача считалась и считается очень привлекательной: работа чистая, в белом халате, безраздельная власть над пациентом.
И так сегодня сложилось, что высокий конкурс в медицинские ВУЗы, это состязание специализированных школ и репетиторов, когда абитуриента целенаправленно натаскивают на сдачу вступительных экзаменов. Для родителей поступающих в ВУЗ, приглашение репетитора или учеба в элитной школе, дело не дешёвое. Поэтому уже на этом этапе дети из семей со средним и ниже среднего достатком находятся в заведомо проигрышном положении. При таком состоянии дел, учеба в мединституте, даже на бюджетном отделении привилегия людей из состоятельных слоёв общества, как правило, хорошо образованных, амбициозных, с высокой самооценкой и отнюдь не глупых.
И вот по окончании института молодые, талантливые, грамотные выпускники из обеспеченных слоёв населения будут выбирать свой дальнейший трудовой путь. Пойдут ли работать в поликлинику на участок, или в сельскую больницу к пенсионерам и простым трудящимся? Вопрос риторический. Нам остаётся только всплеснуть руками и воскликнуть: «Ах, негодники! Бесплатно учатся и не хотят нас лечить». Вопрос бесплатности образования спорен. Министр развития г. Греф в передаче посвященной коррупции буквально открыл нам глаза, сказав примерно следующее; и вот будущий специалист за взятку поступает в ВУЗ, за взятки сдаёт сессии, за взятку получает диплом, за взятку поступает на работу в высокотехнологический центр и потом нам там вырезают не тот орган.* И казалось бы, что он так о медицине?
А если разобраться серьёзно, то действительно талантливому молодому человеку не место на участке. Он должен трудиться там, где принесёт больше пользы; в научных институтах, на клинических кафедрах и базах. Другой вопрос много ли действительно талантливых людей среди нас? Заявления г. Зурабова (не врача по специальности), что мы будем поднимать зарплату врачам на участке до тех пор, пока не придут туда работать профессора, по крайней мере, наивны.
Конечно, может быть профессора и придут в поликлинику, но очень сомнительно, то они будут бегать по участку и принимать по тридцать человек в день. И будет ли толк от них на участке? Ведь профессор он потому и профессор, что, будучи выпускником, не рвался на участок, а совсем даже наоборот.
Кто же будет лечить простых людей. Сегодня треть выпускников медицинских ВУЗов после окончания не идут работать по специальности, а через десять лет после окончания остаётся в профессии уже меньше трети. Так может быть нужно что-то поправить в консерватории? То есть в системе высшего медицинского образования. На участке квалифицированному грамотному врачу совсем не обязательно быть гением, хватающим звёзды с неба. Хорошо если это будет очень трудолюбивый влюблённый в свою профессию человек, своим умом и трудом способный полностью освоить учебную программу ВУЗа, а, придя на работу постоянно самообразовываться и перенимать опыт своих старших коллег. Человеку, выбравшему поприще медицины, надо сразу определиться чего он хочет: лечить, заниматься наукой, менеджментом или страхованием. Система образования должна отвечать этим запросам. За счёт бюджета в медицинских институтах необходимо готовить врачей по трём специальностям - педиатрия, стоматология и лечебное дело (общая практика). Поступающий в мединститут на бюджетное отделение должен чётко представлять, что по окончании он получит диплом врача общей практики и сможет работать только по этой специальности. Обучение в мединституте будет для него бесплатным, но пять лет выпускник обязуется отработать на участке или в сельской местности, при этом государство должно обеспечить ему достойную зарплату. Для подготовки врачей стационаров после 5 - 7 лет работы на участке производится отбор в клиническую ординатуру, то есть двухгодичную послевузовскую переподготовку. Врачи, проявившие хорошие организаторские способности могут получить ускоренно второе высшее образование по специальности - «организация здравоохранения», и претендовать на конкурсной основе на руководящие должности в системе здравоохранения. Если же врач общей практики проявляет склонность и способность к научной деятельности ему необходимо предоставить возможность проводить исследования и писать поисковые и диссертационные работы, с присвоением после защиты соответствующих научных званий.
Если же абитуриент хочет работать в науке или смежных медицинских отраслях, он должен поступать на медицинские факультеты университетов при крупных научных центрах, и получать там ту научную или высокотехнологическую специальность, которую выбрал.
Платное медицинское образование необходимо так же поддерживать и развивать. Расточительно, как отсекать от образования людей со средним достатком, так и отпускать в другие отрасли людей обеспеченных, хорошо образованных, способных своей предприимчивостью и организаторскими способностями развивать экономику медицины и превращать её в доходную отрасль народного хозяйства.
А до тех пор, пока богатые и амбициозные люди будут просто выдавливать из высшего медицинского образования людей со средним достатком, но большим желанием лечить, именно лечить, а не делать карьеру или торговать, мы не заполним первичное врачебное звено. Даже притом, что сегодня выпускается несколько сотен молодых врачей в год в каждом областном городе, а по количеству выданных врачебных дипломов мы впереди планеты всей.
* Написано после просмотра программы «Времена». Канал ОРТ 25октября 2005 г, но по моему до сих пор актуально.
моя медицина