Сегодня вернулись из первой поездки в Европу на машине. По 3 дня на дорогу тратить, конечно, перебор. Нормально достопримечательности смотреть параллельно с перегонами невозможно, только если на бегу для галочки. Хронология и впечатления:
1 день: Москва-Брест
Обедали в Минске. Довольно бестолково, проще было на трассе найти кафе, чем через город ехать. Потеряли часа три, я думаю, если не больше. Минск довольно похож на Москву. В центре сталинки и платная парковка, которую ни одним способом я оплатить так и не смог (смс с двух телефонов пробовал и сайт). До Бреста добрались только в 10 вечера. Удивились, что он такой большой, очень много новостроек. Жили там в новом доме, где не работали еще лифты и свет в подъезде, но в квартире был уже сделан ремонт. При этом в межкомнатных стенах были трещины в палец толщиной. Интересно, что с ним случилось... Монолит осесть так может? В общем, немного стремно было, но чистенько и все новое в квартире. По дороге удивило, что весь поток едет очень равномерно. Я ожидал, что постоянно нужно будет кого-то обгонять, кому-то уступать. В итоге все легковушки едут около 140кмч, сбрасывая у камер, а грузовики около 100. Быстрее этого режима шло буквально пара машин. Но они и в населенных пунктах под камерами не сбрасывали до 60, так что видимо это какие-то силовики были местные. В Белоруссии почему-то все более жестко соблюдают скоростной режим, ехать по прямой ровной дороге 110 очень уныло, так что поток идет примерно пополам, ровно 110 и те же 140, но все время пропуская кого-нибудь, кто хочет побыстрее ехать первым, видимо тормозят первого только, если что. Хотя гаишников местных я особо не видел, а камеры все с предупреждающими знаками перед ними, если я все заметил, конечно.
2 день: Брест-Краков
День начали с перехода границы. Встали по будильнику, в 8 вышли, позавтракать нашлось только одно кафе на весь город и только с бургерами и картошкой фри. Перед входом болтались 2 бухих до состояния нестояния парня и целый рой ос. Так что нормально позавтракать не получилось. Странно, вроде пограничный город, все там должны ночевать и ехать утром дальше. А все кафе только к обеду открываются по какой-то загадочной причине. К Домачево доехали к 10 утра, но на сайте было написано 0 человек в очереди на границе, так что не переживали особо. Действительно, в отстойнике перед первым шлагбаумом почти никого не было (машин 5). Зато после него стояло уже машин 50. И пропускали их по 5 штук в 30 минут. Тормозные поляки все специально дико медленно делают. Границу прошли только спустя 6 часов. Как на зло было дико жарко и солнечно, спасал только кондиционер. Это стояние на границе утомило сильнее 1000 км дороги. В Польше ехать очень странно. Только что шел целый день по практически прямой трассе из минимум 2 полос в каждую сторону, а там ехать приходится по каким-то проселкам и деревушкам с лимитом 50кмч. В общем, для меня это самый тяжкий день получился по дороге. В Краков приехали уже в темноте, благо там отель был неплохой. Я отрубился через 10 минут как вошел в номер, даже ужинать не стал.
Скоростной режим в Польше не соблюдают гораздо активнее чем у нас. Я по первости не наглел и ехал лимит+10 и явно всем мешал, на шоссе все едут 160 и не стесняются. Причем даже такие машины, на которых у нас больше 100 и не разгоняются (какой-нибудь фольцваген поло или другие микролитражки). Там где надо ехать 90, местные едут 120.
Еще я удивился, что на границе практически не было авто с нашими номерами. Одни белорусы. А в Польше и их не стало. Только поляки. Наверно за весь день только один грузовик российский попался и все. Я ожидал орд туристов, едущих в отпуска в августе. Вообще такого нет.
3 день: Краков-Шиофок
В Кракове мы уже были, что смотреть было понятно. В центре очень красивый замок, ну и сам старый город очень хорош. Даже запарковаться в центре получилось. Правда оплатить парковку уже нет. Смс не сработало, приложение на польском, монеток у меня не было, где их взять не ясно, т.к. за все картой платил, а банкомат монетки не выдает... В общем жду штрафов. (Кстати, интересно, как мне их пришлют и куда?) В Кракове, конечно, красиво. Но на бегу за полчаса его посмотреть невозможно. Тем более там еще в окрестностях есть что посмотреть (шахты Величка, например). После Кракова путь лежал через Словакию. Хоть этот маршрут и был на полчаса длиннее, чем через Чехию, мы о своем выборе не пожалели. Дорога от Кракова на юг очень живописная. Наверно, одна из самых красивых на всем нашем маршруте. Вокруг зеленые луга, красивые дома с цветочками на балконах, впереди горы и извилистая узкая дорожка, позволяющая все это рассмотреть. Забавно, что только в Словакии можно было купить виньетку для оплаты шоссе через мобильное приложение. Австрия и Чехия требуют наклеек, в Польше берут деньги налом, как у нас на КПП, в Венгрии нужно купить электронную виньетку на заправке (через сайт, наверно, тоже можно, но он на венгерском). Странно, что они не сделали единых виньеток на всю Европу. У нас маршрут шел через 4 страны, в итоге все время паришься как бы не пропустить пункт продажи этих талончиков... да и покупать 4 виньетки на 10 дней, хотя тебе надо проехать там 100км несколько несправедливо.
Еще при въезде в Словакию сразу заметно насколько они беднее живут, чем их соседи. И дороги, и дома и указатели, все с признаками старения и износа. Это сразу выдает, что с экономикой у них похуже, чем у соседей. Тем не менее, там очень красиво, особенно удачным наш маршрут был за счет того, что мы ехали через огромный заповедник в самом центре страны: Národný park
Nízke Tatry. Там прям курорт. Есть и замки и симпатичные гостиницы. Захотелось туда приехать отдохнуть отдельно. Вообще в этой стране удивительно все названия не на слуху. А там куча всего старинного и интересного. Например, мы проезжали замок:
Oravský hrad. Заехать посмотреть тоже времени не было, хотя казалось бы, в этот день перегон был не очень большим. Видимо при поездках на машине нужно вообще путь дробить на отрезки по 300 км и весь отдых проводить в таких перебежках, либо не планировать ничего посмотреть в пути, а просто ехать и ехать. До Венгрии мы добрались уже в темноте. Путь на юго-западе на границе с Венгрией навигатор проложил довольно странный. Пустынные дороги через поля на многие километры. И практически никого на встречу или сзади. Даже страшновато было, километров на 100 попалась только одна заправка, например. Вообще не ожидаешь такой пустынности в центре Европы. Зато попался гаишник местный в засаде на прямой дорожке на выезде из города. Прям как у нас. Больше ни разу такого не встретил. Повезло что встречные машины попались и поморгали, тоже точно как у нас. В Венгрии ехали уже ночью. Там все скоростной режим соблюдают вообще жестко и кругом полно гаишников. Но ехать в темноте по узкой дорожке быстрее 90 желания не было никакого.
Неделя в Венгрии
В общем, до Венгрии добрались без приключений. Город Шиофок настоящий курорт из позапрошлого века. Высоченные платаны и сосны, а между ними виллы 19 века постройки. Насколько я понял, этот курорт обустраивали австрийцы во времена империи Габсбургов. Потом для него настали не лучшие времена, после второй мировой войны эти виллы отошли к государству и частично были разрушены. После окончания советского периода их как-то выкупили немцы, восстановили и продали. Очень многие сдают как небольшие хостелы, отели или целиком. в некоторых кафе или дома ужасов.
Удивительно насколько в те времена были другие представления о прекрасном. Сейчас так красиво никто не строит. Пятиметровые потолки даже на втором этаже, полукруглые окна, сложная кровля, балконы с декором из резного бруса. В общем, сейчас все гораздо утилитарнее, проще и скучнее.
Озеро Балатон очень популярно у местных и немцев. Нам повезло, в нашей вилле на первом этаже поселились англичане и мы смогли с ними поболтать. На венгерском воспринимать что-то вообще не возможно. Однокоренных слов с русским или аглийским никаких. К своему стыду даже не запомнили как будет "здравствуйте" и "спасибо" по ихнему. С нами по немецки чаще всего здоровались, прощались и благодарили.
Само озеро очень мелкое, в нашем месте можно было идти метров 150 и было по пояс максимум. В общем, лягушатник для детей. Зато оно очень большое (самое большое в Европе). Вокруг него проложена отличная велосипедная дорожка. Туристам предлагают объехать озеро на велосипеде, это занимает от 5 до 7 дней. Очень заманчивое предложение, надо будет как-нибудь с такой целью туда приехать. Правда мы были в жару за 30 и кататься под солнцем хотелось только в машине с кондиционером, так что велосипеды брать не стали даже чтобы просто покататься по окрестностям.
От озера всего 90 км до Будапешта. Там мы не смогли погулять из-за жары и только покатались на речном трамвайчике. Я, как всегда, страдал с парковкой, которая тоже принимала только местные монеты (удивительно, но ни в Польше, ни в Венгрии ни разу не Евро, где брать их монеты, если ты платишь картой - загадка. В магазине мне менять отказались. Видимо в банк идти надо...)
На самом деле времени на озере нам не хватило, можно было бы на пару дней еще развлечений придумать. Но погода начала портиться, похолодало и мы уезжали когда на озере был очень сильный ветер, никто не купался почти. Так что удачно совпало.
2 дня в Австрии
В Австрии мы жили в городе Грац. Он оказался вторым по населению в стране, при этом я про него раньше ничего не знал. Вообще Австрия больше всего похожа на Швейцарию. Они не входят в НАТО, хоть и член Евросоюза, т.е. они декларируют свой нейтралитет. Даже население одинаковое почти по численности. Мы были в гористой части страны с невероятными тоннелями в которые ныряют шоссе. Один из тоннелей больше 10 км длинной, на мой взгляд он должен быть в списке достопримечательностей города, но про него нигде ничего не написано. Они вообще реально любят копать тоннели. В центре Граца стоит гора на которой замок Schlossberg. На гору идет фуникулер, несколько лестниц (одна по диагонали через гору в тоннеле), дорога, огромный лифт в середине горы, а внутри ее сеть тоннелей и залов, которые используются как концертные залы сейчас. И даже есть тоннель с детским паровозиком. В общем, там живут настоящие гномы.
Ухоженность всего вокруг бросается в глаза сразу после границы (кстати, это была единственная граница внутри Евросоюза, где был пост и у нас посмотрели документы). Сложно найти что-то не в идеальном состоянии, никакой облупившейся краски или сухого дерева. За всем следят и ухаживают. Даже обычные стройматериалы на складах лежат как будто игрушечные. Нигде ничего лишнего или забытого не валяется. Все четко и продумано. Такое ощущение, что каждому из них не на что не наплевать, каждая мелочь учтена. Наверно, на текущий момент, в Австрии мне понравилось больше всего из всех стран, где я был.
Жили мы в огромном доме почти на вершине горы. Во дворе начинался лесок. И в день отъезда утром из этого лесочка к нам вышли несколько маленьких оленей.
Удивительно, но в такой богатой стране практически не встретилось дорогих автомобилей. В основном все машины гольф класса разнообразных марок. При этом по дорогам они ездят так быстро, что мне было страшно за ними поспевать. На 160 тебя постоянно обгоняют не смотря на крутые повороты. В то же время в жилой зоне все ездят 50 переходящие в 30 и никто не нарушает.
Вокруг Граца очень много достопримечательностей. Мы успели только съездить на
зеленое озеро и в зоопарк и замок
Херберштайн. Там очень красиво. Никаких железных прутьев, животные в условиях близких к естественным.
В общем, а Австрию, да и в Грац можно смело ехать отдельно. Правда нужно хорошо зарабатывать для этого. Например, бензин там был по 1.5 евро, а в Венгрии, кстати, он и того дороже был, под 2 евро!
Дорога домой.
1 день: Грац-Люблин
Переезд оказался очень простым, правда не останавливались на обед, только на бензоколонке перекусили в кафе. Все время ехали под 160 по шикарным шоссе. В Польше только пару часов от трассы до Люблина по городам проехать пришлось. В общем, выехали в 8 утра и были на месте в 7 вечера. В Люблине повезло с отелем, он был у красивого озера и с неплохим рестораном. Туда можно просто ехать отдыхать отдельно.
2 день: Люблин-Минск
Казалось бы, можно сразу до Москвы, но в Минске мы были только в 8 вечера. Т.е. в Москву бы приехали часа в 4 ночи. И это мы без проблем проехали границу. Повезло, приехали до большой группы машин, которые встали за нами. Поляки пропускали чуть быстрее, но все равно очень медленно. На нашей стороне границы никого нет и процедура проходит в 10 раз быстрее. В общем, я считаю, что это просто от большой любви Поляков так. Процедура проверки машины и документов одинаковая. В Минске у нас было очень интересное размещение. Квартира с пафосным ремонтом в самом центре. Явно какой-то минский богатей подрабатывает. Утром даже получилось пройтись посмотреть на историческую застройку в центре.
3 день: Минск-Москва
Мы решили ехать без остановок и обедов, уж очень хотелось скорее домой. Это, наверно, было ошибкой. Хотя я так и не понял, где можно прилично покушать и отдохнуть на этом участке трассы. Дорога тоже как-то хуже пошла, чем туда. Постоянно мешались грузовики которые ломились друг друга обгонять, хотя один едет 90 а другой 91. Какие-то придурки отказывались ехать справа и тошнили в левом ряду, собирая за собой очередь желающих ехать быстрее. Вроде мелочи, но после европейской вежливости на дорогах это смотрелось как-то неприятно.
Послевкусие от поездки
Перелет на самолете не дает почувствовать расстояние. На машине ощущения совсем другие. Точно также Москва совершенно по разному воспринимается, если ездить на работу на велосипеде или на метро. Московская и Смоленская область очень сильно отличаются от Белоруссии. А Белоруссия от Польши и так далее.
В российской части постоянно какие-то населенные пункты, перекрестки, холмики, подъемы и спуски. Ничего особо плохого и развалившегося с дороги не видно, но и красот особых нет.
Белоруссия гладкая как доска, безумно однообразная.Трасса практически без поворотов на населенные пункты и самих населенных пунктов. Практически нет водоемов и речек. В хорошую погоду каждый карьер или озерцо 10 на 10 метров упаркованы машинами купающихся. Глядя на карту я ждал сплошные поля и фермы, но с дороги половину пути видно непролазные чащи леса.
Польша усеяна населенными пунктами, сельскохозяйственные посадки гораздо компактнее. Видимо это визуальные различия колхозов и ферм. Даже в глуши у всех большие добротные дома. Нет никаких нелепых курятников, как любят у нас поналепить. Никаких пристроек из газобетона к полуразвалившемуся деревянному дому на 6 сотках. Никаких сараев из старого горбыля. Не знаю, то ли законы у них какие-то по этому поводу есть, то ли общины следят, то ли врожденное представление о прекрасном. В общем, люди живут и отлично живут. Природа очень разнообразна. И озера есть, и реки, и горы. Точно можно туда ехать отдельно, есть что посмотреть и где отдохнуть.
Словакия порадовала неожиданно красивой природой, горами, ущельями. Достойна отельной поездки. Когда обедали было забавно, что нас не могут понять по английски. Кое-как объяснились по-русски, много однокоренных слов. Почему у них все выглядит более бедным, чем в той же Польше для меня загадка. Неужели все упирается в банальное трудолюбие. Поляки едут подрабатывать в более богатые страны и возвращаются с деньгами на родину, наводя у себя красоту, а словаки видимо нет. Возможно так...
Венгрия понравилась еще в первый раз. Имперское наследие заметно. В этот раз, правда, впечатление заглушила Австрия.
Австрия самое ухоженное и опрятное место на земле, где я был. В принципе не удивительно. Когда я утром в 7 часов шел за хлебом в Спар с нашей горы, местные жители (причем не пенсионеры, а люди среднего возраста) видимо, перед работой кто что-то копал в садике перед домом, кто поливал, кто подметал. Я в это время перед работой если найду силы кофе выпить, уже герой. Наверно, это генетика. Или какое-то очень правильное воспитание с самого детства. В общем, сейчас немного грустно, так как полное ощущение, что у нас так хорошо не будет никогда. И дело не в том, что какие-то чиновники украли все деньги и поэтому все такие бедные, что не могут жить красиво. Просто это нужно 1000 лет воспитывать в людях. А если люди будут правильные, то ни маленькая территория, ни нехватка полезных ископаемых не помешают жить хорошо.
Ну и немного фоток.
Коровки на альпийских польских лугах под Краковом
Наша машинка
Горы Словакии
Оравский замок в Словакии
Дорога в Венгрию
В этом доме мы снимали второй этаж на Балатоне.
Соседняя вилла
Выход в озеро в Шиофоке
Еще одна вилла. Дай мне волю, я бы все там сфоткал. Каждая шедевр. Почему сейчас все проекты загородных домов такие печальные? Взяли бы просто виллы Шиофока перерисовали, было бы в 100 раз лучше.
Кукуруза. Почему-то именно она доминировала везде, где мы были. Даже в Австрии.
Я на фоне озера.
Вид на Балатон с полуострова Тихань внутри озера.
Этот же дом я фоткал в прошлый раз, когда был в Венгрии.
Это уже Будапешт. Холмы, горы и низкоэтажная застройка - это мои фавориты по визуальному облику человеческих поселений. Еще черепичные крыши обязательны.
Вид с кораблика на Будапешт.
Декоративный замок в парке в Будапеште. Построек для развлечения. Смотрится просто шикарно.
Озеро перед замком.
А это уже Австрия. Церковь на горе.
Виды зеленого озера
Замок Херберштайн.
Зоопарк там же
Какая-то сфера в Австрии. Типа пирамид в подмосковье
Равнина Белоруссии
И напоследок в тему: