Воспоминания мальчика-солдата.

Feb 01, 2017 01:14

Книга из школьной программы для 14-летних в #США.

Двенадцатилетний Ишмаэль в одной из африканских стран сбегает из родной деревни во время ее разгрома повстанцами. Чтобы выжить в стране, охваченной войной, он бродит по пустыне с другими детьми и ест дохлых ворон, пока наконец не поступает на службу в федеральные войска, где проходит путь превращения мальчика в убийцу и приобщается к наркотикам. На протяжении нескольких лет мальчик передвигается по стране и участвует в боевых действиях, перешагивая через свое «я», пока наконец в шестнадцать американцы в лице ООН не спасают его, и он «смог простить себя и снова обрести любовь».



Гениальность этой книги - в самых простых вещах.

1. Это история про сверстников. 14-летние читают о своих ровесниках и способны примерить всю ситуацию на себя.
2. Описана проблема насущного дня. Действия происходили в девяностых, но реалии сегодняшнего африканского и вообще «третьего» мира далеко от этого не ушли. Все, что описано в книге - происходит где-то сейчас, и кто-то из нынешнего восьмого класса американской школы будет эти проблемы реально решать через несколько лет.
3. Автор истории является ее главным героем, он жив и молод, и любой желающий может написать ему в фейсбуке и уточнить, что же «имел в виду автор», если мнение ученика вдруг разошлось с мнением учителя.
4. Очень простая и понятная идеология. Если опустить проблемы становления личности и познания добра, зла, предательства, истинных дружбы и любви, вывод всей истории самый простой: американцы - спасители. Если бы не они, мальчика ждало бы ужасающее будущее, какую бы сторону конфликта в своей стране он ни принял.

Я из любопытства открыла программу русской литературы для восьмого класса. Я не буду никак комментировать, просто сюжет.


«Капитанская дочка» Пушкина. 1772 год, главный герой - офицер, в центре сюжета - любовь. Помещики, беглые, дуэли, бесприданницы и императрицы глубоко минувших дней сопровождают школьников во время прочтения книги. Если вкратце - ради любви можно уйти в самоволку и связаться с государственным изменником, а потом добрая императрица простит.

«Медный всадник» Пушкина. Бедный, глуповатый, ничтожный петербургский житель Евгении, влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастья и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

«Борис Годунов» Пушкина. Историческое повествование в литературной форме, написано под влиянием чтения «Истории государства Российского» и посвящена периоду царствования Бориса Годунова и вторжению Лжедмитрия I. Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, - власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть есть насилие, а значит, зло.

«Ревизор» Гоголя. Чтобы понять смысл произведения, школьникам стоит уже иметь представление, что такое мелкий чиновник низкого ранга, взятка и казнокрадство и как именно нужно «держать ухо в остро» при общении «с тонкой штучкой». Сам Гоголь отзывался о своей работе так: В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем

«Женитьба» Гоголя. Сюжет незамысловатый: двадцатишестилетней девушке уж замуж не в терпеж, в свою очередь «надворный советник» подыскивает себе жену. Не будем расписывать все идиотские ситуации, созданные свахой и другом жениха, и перенесемся к итогу: в день свадьбы главный герой сбегает в окно.

«После бала» Льва Толстого. Иван Васильевич влюбляется на балу в Вареньку и танцует с ней весь вечер все кадрили и мазурки. Любовь к девушке заставляет его любить всех вокруг: и хозяйку в фероньерке, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев. К отцу же ее он «испытывает какое-то восторженно-нежное чувство», пока под утро не встречает его уже при служебных делах. Тот руководит наказанием некоего татарина, втягивает в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускает его через оттопыренную губу. Посчитав, что один из служивых «промазал», он своей сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. И любовь Иван Васильевича с этого дня пошла на убыль.

«Ася» Тургенева. Герой взаимно влюбляется в девушку. Зная ее неясное социальное положение (дочь боярина и крепостной), обещает ее брату отвергнуть чувства девушки, однако при встрече не упускает случая помять ее в объятиях, после чего заявляет, что их счастье невозможно по ее вине. Потом передумывает, пытается Асю разыскать, но ничего из этого не выходит, и он всю жизнь «любит ее одну».

«Лапти» Бунина. Заболел у барыни ребенок, лежит в бреду, помирает, какие-то красные лапти просит. Нефед (по-видимому, крепостной), не выдержал, собрался за лаптями - шесть верст пешком по полям через вьюгу. На следующий день мужики привезли мертвого Нефеда: замерз в поле, зато ноги его, из сугроба торчащие, вывели их к жилью от верной погибели. В полушубке нашлись лапти и пузырек с фуксином. Выжил ли ребенок, история умалчивает.

«Цифры» Бунина. Это прям к #законошлепках. Мальчик очень хотел, чтобы дядя показал ему цифры, но дяде было «сегодня неохота». Сначала он наврал про царский день, чтобы не идти за бумагой и карандашами, а потом и прямо сказал «не хочу сейчас, давай завтра». Мальчик, видимо наученный опытом, считает, что «завтра ты снова скажешь завтра», и требует показать ему цифры сейчас. В итоге, они достигают договоренности, что обучение все-таки начнется завтра. Но возбужденный ребенок, предвкушая свое счастье, не занятый ничем полезным, начинает буйную игру, раздражая взрослых, и в конце концов за это дядя «крепко и с наслаждением шлепнул его и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь». Боль и обида захлестывают мальчика, но по мнению родственников, именно ребенок должен перед дядей извиниться, и начинают его шантажировать: вот ты дядю обижаешь, он тебе больше никогда ничего не купит, и бабушка умрет и не будет у тебя ни бабушки, ни дяди и т.д. Сердце ребенка разрывается, и родственников тоже, но их собственная гордость не позволяет им повести себя по-взрослому, закончив конфликт, и в конце концов мальчика добивают аргументом, что «дядя уедет и цифры не покажет». Дядя смакует победу: «Кончено - самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден».

общество, книги, школа, образование

Previous post Next post
Up