May 31, 2016 21:30
Из книги Макаренко А. С. Трудовое воспитание.
Мы пригласили заведующего производством Соломона Борисовича Когана, человека весьма беспринципного по отношению к педагогике, но чрезвычайно энергичного. Прежде всего он поразил меня своими первыми словами. Это толстый такой человек, с животиком, с одышкой, очень напористый. Придя в коммуну, он сказал:
- Как? 150 коммунаров, 300 рук не могут себе заработать на суп! Как это может быть? Они должны уметь зарабатывать себе на жизнь, и не может быть иначе.
Это был принцип, в котором я раньше сомневался. Он доказал мне через месяц, что он прав. Правда, мне пришлось уступить ему во многих моих педагогических тезисах.
Прежде всего он начал с некоторой авантюры. Он отправился в Управление строительством Строительного института и предложил:
- Я вам сделаю мебель для института.
Он никаких оснований не имел для такого предложения. Мы не умели делать мебели, и для производства мебели у нас не было оборудования, не было станков, не было материала. У нас был только Соломон Борисович Коган и 150 коммунаров. К счастью, люди оказались доверчивые и наивные и говорят:
- Пожалуйста, сделайте.
- Давайте напишем заказ.
Написали заказ-столько-то тысяч разных предметов для аудиторий, столько-то столов, столько-то стульев, шкафов и т. д. Когда я посмотрел этот список на 200000 рублей, я подумал, не позвонить ли врачу и не измерить ли температуру у Соломона Борисовича.
Я говорю:
- Как это вы взяли?
Он говорит:
- Сделаем.
- А все-таки, с чего мы начнем? Ведь нам нужны деньги, а денег нет.
Он говорит:
-Всегда бывает так, что, когда у человека не бывает денег, он говорит- нет денег. А потом откуда-то достает, и мы достанем.
- Откуда достанем? Кто же даст?
- А разве нет на свете «дураков», которые дадут?..
И представьте себе, он нашел. В том же институте оказался, простите за выражение, «дурак», который пошел на его предложение. Соломон Борисович говорит:
- Мы мебель сделаем, а куда ее складывать? У вас только фундамент роют. Хорошо, мебель у нас скоро будет готова, но куда.ее сложить?
Тот отвечает:
- Да, действительно некуда складывать.
Соломон Борисович говорит:
- Ну, мы можем ее у себя сложить.
- А у вас есть куда сложить?
- Нет, но мы можем построить складочное помещеие. На это надо 50 000 рублей.
- Получайте 50 000 рублей.
Получили 50000 рублей, но и я, и коммунары, и Соломон Борисович решили, что мы складочного помещения строить не будем. На эти деньги мы купили станки деревообделочные, купили материал. Соломон Борисович взял еще аванс и стал производить отнюдь не оборудование для Строительного института, а всякие вещи, которые могли быть проданы на рынке. Он стал делать обыкновенные стулья для продажи на рынке, причем сначала делал стулья корявые, никуда не годные, но Со-
ломон Борисович говорил, что пока коммунар стула делать не умеет, он будет делать проножку. И он ввел разделение труда. Я очень сомневался.
Он ввел такое разделение - один строгал, другой пилил, третий чистил, четвертый шлифовал, пятый брал на контроль и т. д. Но никакого учебного процесса не получалось, и мои коммунары обратили внимание и говорят: мы тут ничему не научимся. На общем собрании говорили, что это нужное дело, что для коммуны нужно поработать, но нужно, чтобы и польза была и ученье было, а на этих планках и проножках научиться нельзя. Соломон Борисович оказался действительно знающим
в своей области. Он разбил производство стула на десятки операций, и каждый коммунар выполнял одну единственную операцию. Но благодаря этому мы стали выпускать стульев видимо-невидимо.
Скоро весь наш двор был завален стульями, правда, очень плохого качества. Сначала Соломон Борисович больше полагался на всякие поправки: когда стулья были сделаны, он изобрел специальную замазку из клея и опилок, и этой замазкой он замазывал все дырочки, шлифовал и т. д. Во всяком случае через полгода он 50 тысяч основного капитала превратил в 200 тысяч.
Тогда он купил еще станки и лесу и перешел на производство театральной мебели...
книги,
дети,
воспитание