Школьники и классика.

May 20, 2013 23:19

Я дочитываю Чернышевского, сейчас у меня достаточно много времени на чтение. Суть там в том, что бабу взял замуж благородный мужчина, чтобы спасти её от деспота-матери, пять лет они жили в мире и согласии, но ни он её, ни она его не любили, хотя об этом даже не подозревали (хотя, что именно он испытывал, я достоверно не могу сказать, ибо автор более о её мыслях и снах писал, чем о его. Его рассуждения есть только в письмах к ней, а в письмах он скорее делал упор, чтобы успокоить её, а потому мог лицемерить, а на самом деле любить и страдать). Но, в целом, картина такая получилась - жили-жили, а потом вдруг она поняла, что любит другого, и понеслась... Ну, там обошлось без скандалов, ссор и трагических сцен, а муж просто сам понял ранее её, что она любит друга его, и что друг тоже неравнодушен (а друг благороден, три года скрывал свои чувства и намеренно пытался уйти от контакта с их семейством, да муж не дал, ибо понимал, в чём дело, и считал, что рано или поздно всё равно всё этим кончится). В общем, я не буду пересказывать весь роман, пришло всё к тому, что муж инсценировал свою смерть, чтобы они могли жить долго и счастливо, и теперь я читаю на том моменте, как же они живут.

И весь этот роман у меня вызывает потрясающее чувство глубокого соучастия к этой девушке, главной героине. Раньше, когда подобная книга попадалась мне в руки, а ещё хуже - мини-любовные романы, которые так любили мои мама и бабушка, я отплёвывалась от ванили, которые в них описаны. Теперь-то я понимаю, почему просто не понимала эти книги, классику особенно, где много не действий, а именно размышлений над чувствами и действиями. Я просто не могла понять, о чём они, чувства и мысли героев были вне моей зоны ощущения мира, я просто не представляла, что можно испытывать к другим людям такие переживания, из-за которых разгорается столько страстей. Я никогда ранее не испытывала этого сама.

Сейчас - оно пришло. Мне 27. И теперь я как будто представляю сама себя на месте этой героини и почти физически чувствую то, что чувствует она, когда... ну, что именно когда - это, я думаю, понятно.

Удивляюсь, как можно в школе детей заставлять читать классику и анализировать её, анализировать чувства и мысли героев, если школьники не знают ни любви, ни нужды, ни насилия, ни смерти в том понимании, в котором они существуют для героев романов и взрослых читателей. Какое дело школьнику до чувства девушки, которая встретила неожиданно своего любимого за два месяца до того, как ей умереть от чахотки, и они с ней проводят последние дни наслаждения, хотя он её уж и не любит (разошлись их пути несколько лет назад), а только по старой сласти и воспоминаниям предложил ей жить вместе, чтобы дать ей отрады в последние дни?

книги, мужчины и женщины

Previous post Next post
Up