(no subject)

Sep 11, 2006 15:33

Вот, нашла у
vorontcov по наводке
hleg ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ГОЛОДА

Деградация сознания

Под влиянием голода подвергаются резким и безвозвратным изменениям наши эмоции, мироощущение, деформируются моральные и нравственные идеалы, волевые переживания. Меняются элементы - меняется и сумма душевных, духовных переживаний - и соответственно меняется весь духовный облик человека. Длительное дефицитное голодание разбивает единство душевной жизни, расслаивает сам дух человека. Человеческое «я» распадается на несколько несогласованных между собой «я».
«Лишение пищи приводит нередко к особой форме душевного расстройства, носящего название «бред от истощения». Истощение долгое время переносится без каких бы то ни было психических симптомов, но затем, когда оно достигает крайней степени, начинается извращение сознания. Ассоциации идей происходят без контроля, сдерживающая функция сознания ослабевает, мысли текут быстро и бессвязно. Появляются многочисленные галлюцинации слуха и зрения, которые вторгаются в сознание и обуславливают множество нелепых идей, большей частью с оттенками мании преследования, иногда величия. Но эти идеи не задерживаются в сознании, а сменяются, так же быстро, как и галлюцинации. Больной, ослабленный до крайности, возбуждается, бормочет бессвязные слова, жестикулирует» (Розенбах П.Я. «О влиянии голода на нервные центры». Диссертация. СПб, 1883 г.)
Следствием такого расстройства целостности человеческого «я» оказывается ослабление мыслительной способности, которое выражается в ощущении своеобразной пустоты в мыслях, трудности концентрации мысли, росте беспорядочности и бессистемности мысли. Ряд очень симптоматичных переживаний этого рода описан в «Голоде» Кнута Гамсуна. Герой все время упоминает о «пустоте» в голове. Он ничего не может вспомнить, ни о чем не может думать. Мысль как таковая находится в полном торможении, ступоре.
Ряд ученых отмечал, падение уровня умственной деятельности, работоспособности у взрослого населения, успеваемости у детей в голодные годы после революции и гражданской войны.
И, наконец, самым страшным наследием голода является душевная заболеваемость, т.е. сумасшествие. В российской «Красной газете» за 31 января 1922 года читаем: «Многие сходят с ума. Был случай, когда глухой ночью раздался звук набата. Звонил в экстазе дикого восторга лохматый крестьянин. Звонит и приплясывает. Ему представилось, что надо звонить громче и сильнее… Есть целые деревни, где не оказалось ни одного нормального человека».
Расстроенный мозг с распавшимися связями не может нормально функционировать. Конечно, нельзя отрицать возможности временных вспышек умственной энергии. В науке есть такое понятие как инсайт (озарение, явление и т.д.) Во время таких инсайтов, наряду с чисто бредовыми, абсурдными произведениями могут возникать действительно прекрасные творения. Но надо различать голод от нужды и голод в чисто аскетических целях. Голод как бедствие, как биологическая катастрофа, когда с лица земли могут исчезать целые народы - безвыходен. Инсайт, возникающий вследствие такого голода, - это инсайт судного дня, порожденный пароксизмами голодного мозга.
Аскетическое голодание - это просто-напросто контролируемое лабораторное голодание. Голодание, которое можно прервать в любой момент. Но в любом случае односторонность и полубредовый характер такого рода творчества есть свидетельство ненормальной работы мозга.
П.Сорокин говорит по этому поводу: «Спорным остается вопрос, чем вызвана оригинальность и глубина некоторых произведений такого рода: голоданием или другими факторами, действовавшими наперекор голоданию и своим влиянием аннулировавшими вредные последствия первого? Человек и его жизнедеятельность - функция многих детерминаторов поведения, а не одного только голодания. Некоторые из них своим совокупным влиянием могут иногда компенсировать эффекты других факторов, в частности, голодания.
На аскетов, Иисуса Христа, Магомета, Будду, факиров, столпников, Игнатия Лойолу и других представителей elites, жизнь которых есть «подвижничество и искус», когда они, пребывая в «посте и молитве», создавали своеобразные духовные творения, наряду с голоданием оказывали воздействие и другие необычные условия и факторы, которые то же могли повлиять на оригинальность и глубину их интеллектуальной деятельности» («Социальная и культурная динамика», СПб, 2000 г.).

http://www.dialog.kz/site.php?lan=russian&id=139&pub=1708

И задумалась о душе в рамках ниженаписанного
Previous post Next post
Up