Эвтаназия [Скопина Ольга (с) ИА Красная Весна]
На днях посмотрела фильм режиссера Ричарда Флайшера «Зеленый сойлент».
Фильм снят в 1973 г. по мотивам романа Гарри Гаррисона «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» и повествует о будущем человечества в 2022 г. в Нью-Йорке, которое переживает экологическую и демографическую катастрофу.
Изменение климата превращает Землю в пустыню, в которой жара царит круглый год и все живое выгорает. Планета перенаселена и люди голодают из-за того, что большинство водных, растительных и животных ресурсов уничтожены из-за парникового эффекта.
Для того чтобы решить продовольственную проблему и накормить людей, торговая корпорация «Сойлент» производит искусственную пищу из планктона, добываемого из мирового океана, в виде энергетических концентратов разных цветов.
Однако, расследование убийства высокопоставленного чиновника из корпорации «Сойлент» Уилльяма Саймонсона вскрывает, что пищу для населения города делают не из планктона, а из трупов умерших людей.
Причем в пищу идут тела не только умерших естественной или насильственной смертью людей, но и людей, которые решили добровольно уйти из жизни.
Люди в фильмы показаны какой-то серой массой, которые заполонили все улицы города. Они заняты только тем, что стоят в очереди за едой и водой, готовят пищу или спят на улице, на лестницах и в машинах, поскольку нет свободного жилья из-за перенаселения. У них серые и угрюмые лица и единственные чувства, которые они испытывают, - это агрессия и злоба, когда им начинают отпускать меньше воды или еды. Но у людей есть всегда выход из этой беспросветной жизни.
Это ДОМ, в который они могут в любое время прийти и прекратить свою жизнь. При этом неважно, старый ли ты и больной или молод и полон сил, в любой момент тебе помогут совершить самоубийство красивые люди в белых одеяниях, похожие на врачей.
В фильме очень подробно показана сцена того, как напарник детектива Торна, расследующего убийство, старик Сол Рот решает пойти в Дом, узнав какую еду из мертвой человечины он постоянно ел. В ярко освященном и прохладном ДОМЕ его встречает красивая приветливая девушка и приглашает пройти внутрь.
Далее крупным планом показываются 4-5 стоек регистрации и очередь людей - молодых и старых, больных и здоровых. На стойке у старика выясняют какой у него любимый цвет (оранжевый) и музыка (легкая классика). После всех опросов Рот дает свое согласие на смерть и расписывается в документе.
Его провожают в просторную комнату, где старика ждут возле белого ложа мужчина и женщина, которые приветливо его встречают и берут под руки. В этот момент двери помещения закрываются. И это означает, что обратного пути уже нет. С Рота начинают снимать одежду и в этот момент загорается теплый оранжевый свет и по комнате разливается приятная, спокойная музыка.
Роту подают бокал с красной жидкостью, похожей на вино, которую он выпивает, и удобно укладывается на ложе. Служители укрывают его белой простыней, включают в ложе две кнопки и уходят из помещения. Продолжает звучать музыка, и перед Ротом разворачиваются на экранах картины природы и животных, давно утерянных человечеством. Рот просто в восторге и от изумления не может поверить своим глазам и даже приподнимается на ложе.
Детектив Торн пытается остановить своего напарника Сола Рота от добровольного ухода из жизни, но ему удается только поговорить с ним. Перед смертью старик сообщает детективу из кого делается продукция «Сойлент» и просит найти доказательства этому. В этот момент на экранах показывается закат солнца и постепенное угасание света.
Из старика также постепенно уходит жизнь, и он умирает, продолжая повторять, что надо найти доказательства и идти в бюро. При слове «докажи» он умирает с широко раскрытыми глазами, устремленными вверх.
В этом момент буднично включается свет, открываются двери, и служители перемещают ложе с Солом Ротом в нишу в стене. Ложа с телом скрывается в нише.
Детектив Торн решает проследить путь тела на ложе и обнаруживает, что служители перемещают тела с лож в машины по утилизации трупов. Торн решает забраться на крышу одной из этих машин и проследить куда они едут. Оказалось, что машины доезжают до определенного охраняемого пункта, где меняются водители, и продолжают следовать до завода, где трупы выгружаются.
На заводе трупы попадают в огромный котел, где перерабатываются и из них делают хрустящие зеленые «сойленты». Потом эти «сойленты» рекламируются населению, как новая продукция корпорации, более насыщенная разными витаминами и полезными веществами.
Тяжело-раненный детектив Торн успевает сказать своему начальнику, что «сойлент-green» делают из людей. Но за скобками фильма остается, пошла ли эта информация дальше от начальника руководству Бюро.
Но в конце фильма Торн делает мрачное предсказание, о том, что будет, если эту корпорацию не остановить:
- «Они делают эту пищу из людей, а дальше они станут нас разводить, как домашний скот. Ты должен им сказать, ты должен им сказать. Всем расскажи…»
Если в настоящее время человек - это ресурс для посткапиталистического общества, то в будущем в посткатастрофическом обществе человек - это пища.
В фильме наглядно показано, как с помощью добровольной эвтаназии человечество приучают пожирать друг друга. Следующим шагом будет разделение человечества на два вида: на тех, кого будут есть (животные) и на тех, кто будет есть (люди).
При этом, как видно из фильма, от добровольной эвтаназии, до принудительного умерщвления людей всего один шаг, когда, без разницы ради какой цели, будто то сокращение рождаемости или нехватка природных ресурсов, большая часть населения насильно будет отправляться на убой.
После эвтаназии и каннибализма, когда будут стерты последние грани между человеческим и звериным, человечество ждет архаизация и озверение.
Человек превратится в зверя, которого можно убивать, есть и окончательно уничтожить.
При этом возникает вопрос: «Что нам готовят современные идеологии эвтаназии? Не этот ли сценарий?»