В начале октября 2016 г. новый губернатор Забайкальского края Наталья Жданова на пленарном совещании объявила о своем решении назначить министром культуры региона директора фолк-театра «Забайкалье» Елену Михайлову.
На это назначение сразу последовала реакция со стороны Читинской епархии Русской Православной Церкви, которая на своей официальной странице в Вконтакте опубликовала следующий комментарий: «Знакомьтесь, новый министр культуры Забайкальского края Елена Михайлова, последователь деструктивной религиозной организации Общество сознания Кришны…».
Новый министр культуры Забайкалья
отказалась комментировать это сообщение миссионерского отдела Читинской епархии, заявив, что Россия - свободная страна.
Однако, через некоторое время запись о сектантстве министра с официальной страницы епархии в Вконтакте была удалена и
появилось сообщение следующего содержания:
- «Отдел приносит извинения министру культуры Забайкальского края Елене Михайловой за обвинения её в принадлежности организации «Общество сознания Кришны». Миссионерский отдел осознаёт, что публикация бездоказательных сведений в отношении личной жизни Елены Михайловой является недопустимой и может расцениваться как оскорбление чести и достоинства. В настоящее время публикация в социальных сетях удалена…»
Противоречивость информации от Читинской епархии о сектантстве министра культуры Забайкальского края Елены Михайловой и последующие извинения свидетельствуют только о том, что на миссионерский отдел было оказано со стороны власти давление под угрозой привлечение к уголовной ответственности по ст. 128.1 «Клевета» УК РФ.
При этом в комментариях к новости жители города подтвердили, что многие в Чите знают, что Елена Михайлова является кришнаиткой.
Последующая дискуссия на читинских интернет-площадках по поводу принадлежности министра «Обществу сознания Кришны» развернулась в трех направлениях:
- является ли «Общество сознания Кришны» деструктивной сектой;
- имеет ли право федеральный или региональный министр состоять в подобных сектах;
- как может повлиять членство в деструктивной секте на деятельность, которую курирует данный чиновник, и на всех жителей города и региона.
Еще в 2000 г. исследователь современного религиозного сектантства А. Л. Дворкин в своей
книге «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» убедительно доказал, что «Международное Общество сознания Кришны» (МОСК) и его российское отделение «Центр обществ сознания Кришны в России» является псевдоиндуистской синкретической прозелитствующой постмодернистской неоязыческой тоталитарной сектой.
При этом Дворкин А. Л.
выделяет 5 признаков, по которым можно отличить тоталитарную секту от религиозной организации:
1) обман при вербовке;
2) манипуляция сознанием своих членов;
3) регламентация всех аспектов жизни своих членов (тоталитаризм);
4) эксплуатация своих членов;
5) абсолютизация лидера.
К сожалению, в российском законодательстве до сих пор нет понятия секты и не определены существенные признаки тоталитарной секты.
Это позволяет действовать всем видам деструктивных сект на территории России и привлекать в свои ряды не только рядовых граждан, но и высокопоставленных чиновников.
В свою очередь отсутствие определения деструктивной секты не дает возможности установить законодательный запрет гражданскому служащему участвовать в их деятельности.
В настоящее время действует только следующие запреты, предусмотренные ст. 17. «Запреты, связанные с гражданской службой государственным служащим» ФЗ N 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», для государственных служащих:
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замешает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
Но современные реалии показывают, что пора защищать не только граждан от разрушительного воздействия сект, но и государственные структуры, поскольку от деструктивной деятельности сект пострадает уже не отдельный человек, отдельная семья, а общество и государство в целом.
Для это необходимо дать законодательное определение деструктивной секты, установить перечень тоталитарных сект, чья деятельность противозаконна на территории России, и запретить государственным и муниципальным служащим являться членами религиозных организаций, которые отвечают признакам деструктивных сект.