Фото с
сайта ИА "ИркСиб"
Прошел ровно месяц с громкого заявления депутата Думы Иркутска Сергея Юдина о намерении переименовать улицу Урицкого в улицу Пестеревскую, как второй переименователь Александр Гимельштейн от лица городской комиссии по топонимике заявил о решении переименовать Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) в Иркутске в историко-мемориальный комплекс "Иерусалимская гора".
Это решение городской комиссии по топонимике о переименовании ЦПКиО носит рекомендательный характер, однако
некоторые СМИ представили его как свершившийся факт.
На своей странице в Фейсбуке Александр Гимельштейн указал, что данное решение было принято после консультаций с конфессиями и общественностью.
Что за общественность одобрила подобное название А. Гимельштейн не уточнил, но можно с уверенностью сказать, что это та же узкая группа лиц, которая именует себя культурно-историческим сообществом и которая уже на протяжении нескольких десятилетий продвигает идею переименования советских улиц в Иркутске.
В очередной раз при новом переименовании А. Гимельштейн показал, что его и сторонников переименования советских объектов не интересует мнение иркутян, и они не намерены обсуждать с иркутским обществом даже название историко-мемориального комплекса.
Александр Гимельштейн не в первый раз высказывает высокомерное пренебрежение мнением народа.
Но в этот раз он пошел дальше и назвал иркутян, которые высказались против переименования улиц без учета мнения горожан «сектой юных боградовцев». То есть он назвал всех иркутян, которые подписались против переименования, и мнение, которых донесли до власти общественники, сектой и отказал им даже в праве иметь свою позицию.
Вдумайтесь в его слова: «Да и не общество это, а секта…».
Чем его слова отличаются от слов Ю.Латыниной или А.Минкина, которые поделили российское общество на «дельфинов и анчоусов», «пчел и мух».
Как показывает история такое социальное высокомерие сначало приводит к лишению избирательного права большинства населения, а потом к концентрационным лагерям и газовым камерам.
При этом очень по-ханжески выглядит с учетом комсомольского прошлого А. Гимельштейна его стремление вернуть иркутян в дореволюционную Россию через устаревшие названия и его возмущение по поводу «танцев на могилах».
Так и хочется задать вопрос Александру Гимельштейну, что ж он раньше в советское время не требовал прекратить танцы на могилах и восстановить Иерусалимское кладбище?
Тем более, мы живем сейчас не в 1772 году, а в других исторических реалиях, в соответствие с которыми на территории ЦПКиО помимо кладбища и здания Входо-Иерусалимского храма находится памятник "Борцам революции", имеющий важное значение в истории города, и его присутствие должно быть учтено при наименовании историко-мемориального комплекса.
Таким образом, иркутяне должны отдать дань памяти не только предкам, которые были похоронены на кладбище в дореволюционный период, но и красноармейцам и партизанам, которые боролись за советскую власть и народную свободу.
Поэтому, если переименователи действительно выступают за историческую справедливость, то исторической справедливостью будет сохранение всех периодов истории Иркутска с учетом мнения народа, который проживает в этом городе и является носителем исторической памяти.
Но события последних месяцев показывают, что переименователи не хотят сохранять всю историю в её единстве величественности и трагичности, они хотят оставить из нее только ту часть, которая в соответствии с их либерально-монархическими представлениями является идеальной - царская Россия или буржуазная Россия.
В связи с этим очень показательны их действия после переименования улицы Бограда в улицу Чудотворскую, когда исчезла табличка с наименованием улицы, названной в честь Якова Бограда, и мемориальная доска, посвященная революционеру. Этот акт является ничем иным, как пресечением истории, придание забвению памяти о советских государственных деятелях.
Царская, советская и современная история нас учит, что игнорирование элитой мнения большинства народа приводит к разжиганию социального конфликта и кровавой гражданской войне, поэтому авторитарные и диктаторские замашки переименователей надо пресекать и выводить вопрос переименования городских объектов на общественное обсуждение. При этом решающее слово в наименовании улиц, площадей и парков должны иметь все иркутяне, а не узкая группка лиц, возомнившая себя элитарным культурно-историческим сообществом.