В разгар общественного обсуждения переименования иркутских улиц как-то осталось не замеченным, что сторонники возврата дореволюционных названий при утверждении, что в этой теме нет ни политики, ни идеологии, стали целенаправленно очернять не только народовольцев и большевиков, но и французских революционных деятелей.
Начало этому положил Алексей Петров, когда стал глумиться над фотографией тяжело больного революционера и большевика Якова Бограда.
Продолжил Виктор Бронштейн, который на радио Комсомольской правды в программе «Картина недели» 3 июня 2016 г. заявил следующее:
- «Есть хорошая поговорка, как корабль назовешь, так и он поплывет и, если у нас улицы Халтурина, Софьи Перовской и много других улиц, названы не в честь советских деятелей или даже большевиков, а в честь террористов еще царской эпохи, которые пытались убить царя, а убивали своих же там товарищей, взрывы во дворцах устраивали, где гибли простые люди и у нас до сих пор или Марата. Марат кто такой? Вспомните, это, собственно фашист или варнак французский, как его еще назвать можно и никого вклада он не внес в развитие Франции и к Иркутску не имеет никакого отношения, совершенно фашистские методы, такого полоумного человека. И у нас предместье Марата, улица Марата. Поэтому я не знаю Бограда удачное или нет, а вот экспериментировать, прямо в космос запускать, вся Москва переименовалась вернула исторические названия и совершенно нормально, а мы улицу из семи квартир. Поэтому нужно переименовывать и начинать с тех улиц, которые явно противоречат духу сегодняшнего российского человека и того, что мы понимаем, в первую очередь улицы террористов».
Ставя Жан-Поль Марата на один уровень с террористами и убийцами и заявляя, что он фашист и варнак (каторжник), Виктор Бронштейн тем самым продемонстрировал свое или незнание французской истории или намеренное стремление опорочить революционера, но назвать ученого, врача, публициста и политика Марата «полоумным человеком» - это выходит за все мысленные пределы человеческой низости.
Жан-Поль Марат родился 24 мая 1743 г. в Будри близ Невшателя (Швейцария) в семье медика, чертежника и рисовальщика, преподавателя иностранных языков Жана-Батиста Мара (1704-1783), где получил хорошее воспитание и образование. В 1759 г. в возрасте 16 лет Марат приехал во Францию, в Бордо, где в течение двух лет служил воспитателем детей в семье богатого бордоского судовладельца и работорговца Нерака. Параллельно с этим Марат занимался изучением медицины, естественных и философских наук.
Марат продолжил изучение сочинений по вопросам философии, права, политической экономии, истории, и искусства, перебравшись в Париж в 1762 г. В 1765 г. он переехал в Англию, где занимался врачебной практикой и приобрел известность как лечащий врач. В 1769 г. Марат опубликовал книгу "Об одной глазной болезни" и ряд других работ по медицине и физике. В 1775 г. Марат получил ученую степень доктора медицины в Эдинбургском университете. В том же году в Амстердаме было издано научно-философское эссе Марата «О человеке» (Essai sur l'ho m me), которое вызвало критические замечания Вольтера и Дидро. В 1774 г. Марат опубликовал анонимно (на английском языке) первое политическое сочинение «Цепи рабства» (Les Cha nes de l'esclavage), призывающим на борьбу абсолютизмом.
В 1776 г. Марат вернулся в Париж и занялся врачебной практикой, которая приносила ему хороший доход и позволяла заниматься научными исследованиями по физике. Впоследствии, он стал врачом при дворе графа д'Артуа (брат короля Людовика XVI) и продолжал заниматься бесплатным лечением бедняков.
В 1779 г. в Париже Марат опубликовал свою работу по физике «Открытие доктора медицины и врача лейб-гвардии графа Д’Артуа Марата об огне, электричестве и свете, подтвержденные рядом новых опытов, засвидетельствованных господами комиссарами Академии наук», а в 1780 г. еще две работы «О физических свойствах огня» и «О свете».
Этот период жизни Марата следующим образом
комментирует историк, исследователь Великой Французской Революции Елена Съянова:
- «Так вот, дела в том, что, когда он вернулся из Англии, и стал врачом этого графа Д’Артуа, то в обмен на какую-то услугу, граф, будучи масоном, но, еще не зная, что он будет королем Франции, он открыл ему, как врачу, секрет лечения золотухи. Ну, что это такое. Это фирменный секрет европейских монархов, который передавался умирающим королем своему наследнику из уха в ухо… Так вот, после этого Марат поделился этим секретом со своими коллегами, они открыли несколько больниц в Париже, и стали лечить там помимо золотухи, вернее, они стали лечить там не ее, а один из компонентов вот этого препарата отлично действовал на чесотку. А ведь чесотка, она для взрослых неприятная болезнь. А оказывается, чуть ли не 90% младенцев тогда от нее умирало. Детишек из простонародья, за которыми некому было следить, они просто сплошь покрывались, ну как при ожоге, кожа переставала дышать, они умирали. И вот, таким образом, он резко снизил детскую смертность… Ну, Академия его за это наградила».
Получается, что Марат был не только одним из ярких представителей европейской интеллигенции, энциклопедистом и ученым, но ему был свойственен гуманизм в современном его понимании. Поэтому слова Виктора Бронштейна о революционере как о полоумном человеке можно расценить, как глупость или преднамеренную клевету.
Тем более, что Марат не только бесплатно лечил бедняков, но в разгар революционных событий в Париже решил посвятить свою жизнь борьбе французского народа с абсолютизмом. Для того, чтобы быть ближе к народу Марат отказался от всего чего добился, бросил врачебную практику и своих пациентов, порвал с друзьями и начал заниматься политической деятельностью и с 12 сентября 1789 г. издавать газету Парижский публицист, позднее «Друг народа, или Парижский публицист» («L’Ami du Peuple on le Publiciste parisien»).
Под именем «Друг народа» газета Марата вошла в историю и приобрела за короткий период времени такое политическое влияние и силу на народ, что власти были вынуждены начать преследовать редактора газеты. Вот что об методах политической журналистики Марата
рассказывает историк Елена Съянова:
- «… вот как действовал Марат. Например, что касается престижа короля. Конечно, ненавидели австриячку, но король, «добрый наш Людовик», он как-то о остался добрым Людовиком. И вместо того, чтобы из номера в номер в своей газете рассказывать, какой он плохой, что делает Марат. Он выкапывает его родовую фамилию, основателя династии, и в каждой своей газете, из номера в номер, начинает его величать гражданином Капетом. Вот этот гражданин Капет втемяшивается в голову парижанам, и наноси, по-моему, гораздо более сокрушительный удар по престижу монархии, чем всевозможные рассуждения».
По мнению Елены Съяновой сила политической публицистики Марата заключалась еще и в том, что он анализировал большое количество информации и прогнозировал развитие различных фаз революции, умел схватывать смысл событий и просчитывать определенные последствия.
- «Ведь он практически на каждом этапе революции предсказывал будущий этап. Его называли Кассандрой. На самом деле, он не был, конечно, ни прорицателем, ни предсказателем. Это был просто политик, который умел просчитывать, исходя из огромной массы информации, по закону переход количества в качество он сумел предсказать следующий этап. Причем, его часто обвиняют в призывах. А вот если вы читали действительно, его статьи 90-91 года. У него ведь вот там очень мало повелительного наклонения. Идите, бейте, крушите, это появляется только в 93-м году. У него очень много «так, возможно, будет, будьте к этому готовы». За это его ненавидели сначала анархисты, потом фейяны, ну, это вот несколько партий такого, правого толка. То есть, они прекрасно понимали, что он как человек с фонариком освещает вот этот вот путь революции, и народ видит, куда оно все это идет. Таких людей ненавидят, и таким людям этого не прощают».
Из-за своих революционных взглядов Жан-Поль Марат постоянно подвергался репрессиям со стороны властей и вынужден был скрываться по подвалам и даже бежать в Англию. Преследование политических журналистов королевской властью во Франции были настолько вопиющие, что даже Екатерина II предложила Марату переехать в Россию. Об этом факте
рассказала Елена Съянова:
- «Ведь вот же наша Екатерина 2-я, вы же, наверное, знаете, она возмущалась по поводу того, как во Франции эти ретрограды преследуют прогрессивного журналиста, и вообще, загнали его в подполье. А этот журналист был никто иной, как Марат. Кстати, тогда она позвала его в Россию во второй раз. В первый раз она сделала это в 75-м году…».
Всю свою жизнь Марат старался защитить народ и бедноту, и цель его жизни можно сформулировать эпиграфом к его газете «Ut redeat miseris abeat fortuna superbis» (Богатство да оставит богатых и перейдет к бедным). Этого было достаточно, чтобы жирондисты стали его люто ненавидеть и хотели отправить его на эшафот. Жирондистские политики потребовали от Конвента преследования Марата, чтобы арестовать его и отдать под суд за проповеди убийства и грабежа. Вот что об этом событии пишет П. А. Кропоткин в книге «Великая Французская Революция 1789-1793»:
- «Но как только Париж узнал, что против Марата был выпущен декрет о заарестовании, поднялась страшная агитация. 14 апреля вспыхнуло бы восстание, если бы монтаньяры, включая Робеспьера и самого Марата, не уговаривали народ успокоиться. Марат не дал себя арестовать сейчас же, а 24 апреля явился сам перед судом. Присяжные, конечно, немедленно оправдали его, и тогда народ понес его с торжеством на своих плечах в Конвент, а оттуда по улицам. Толпа ликовала, его осыпали цветами».
После того, как жирондисты были изгнаны из Конвента были составлены проскрипционные списки со всеми подписями прокурора коммуны, председателя революционного трибунала и министра юстиции и планировалось начать на следующий день их аресты, но, именно, Марат не допустил начала террора. Он всеми силами стремиться избежать насильственных действий и развязывания гражданской войны. Вот что об этом пишет П. А. Кропоткин:
- «Как кровожадны ни были иногда его слова по отношению к придворной партии - в особенности в начале революции, когда он писал, что если не снести несколько тысяч голов, ничего не будет сделано, так как двор раздавит революционеров, - он всегда бережно относился к тем, кто отдался революции, даже тогда, когда они в свою очередь становились помехой ее дальнейшему развитию. С первых же дней Конвента он понял и высказал, что, имея в своей среде сильную жирондистскую партию. Конвент будет обречен на бессилие. Но он старался избегнуть насильственного изгнания жирондистов и тогда только стал сторонником изгнания их из Конвента и организатором восстания 31 мая, когда убедился, что предстояло выбирать между Жирондой и революцией. Если бы он был в живых в 1794 г., то весьма вероятно, что террор не принял бы зверского характера, приданного ему членами Комитета общественной безопасности. Им не воспользовались бы, чтобы казнить, с одной стороны, крайнюю партию эбертистов, а с другой - примирителей, как Дантона».
Не допившись казни Марата, жирондисты стали готовить на него покушение. В соответствии с новыми французскими историческими источниками виновным в смерти Марата является один из лидеров партии жирондистов Франсуа Гизо, который послал в Париж Шарлотту Корде, которая была в него влюблена, с единственной целью - убить Марата. Вот как это убийство описывает П. А. Кропоткин:
- «Марата за последние два или три месяца после жизни травленого волка, которую он вел непрерывно с 1789 г., жестоко мучила лихорадка, и он сидел в крытой горячей ванне, правя корректуры своей газеты «Друг народа» на доске, положенной поперек ванны. Тут и ударила его Шарлотта Корде прямо в открытую грудь. Он умер через несколько минут».
Благодаря стараниям историков-жирондистов после смерти Марата его жизнь подверглась очернённию и опошливанию, и он из защитника и друга народа превратился в кровавого палача и диктатора. На эти клеветнические обвинения Марата в сумасшествии и в стремлении к диктатуре очень четко указывает П. А. Кропоткин:
- «В Марате французский народ терял своего самого преданного друга. Жирондистские историки, ненавидя Марата, представляли его как кровожадного помешанного, который сам не знал, чего хотел. Но мы знаем теперь, как составляются подобные репутации. В самые темные времена революции, в 1790 и 1791 г., когда Марат видел, что народ со всем своим героизмом не может справиться с деспотизмом, он действительно писал, что следовало бы отрубить несколько тысяч голов аристократов, чтобы дело революции пошло на лад. Но в сущности он вовсе не был кровожаден. Он только любил народ - он и его героическая подруга Катрин Эврар - гораздо глубже, чем кто-либо из людей, одновременно с ним выдвинутых революцией, и он страдал при виде страданий народа, не ведущих к цели. Этой любви он остался верен до смерти».
Более подробно с биографией Жан-Поль Марата можно ознакомиться в книге советского историка
А. З. Манфреда «Марат», после прочтение которой приходит понимание того, что нашей иркутской псевдо-интеллигенцией ведется настоящая информационная и идеологическая война не только против идеалов Великой Октябрьской Социалистической Революции, но и против народных завоеваний «свободы, равенства и братства» Великой Французской Революции.
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНА ПОЛЯ МАРАТА
1743, 24 мая - Жан Поль Марат родился в городке Будри кантона Невшатель, в Швейцарии.
1754 - Семья Маратов переезжает в Невшатель.
1759 - Жан Поль Марат переезжает в Бордо; работает воспитателем у негоцианта Нерака.
1762 - Жан Поль Марат поселяется в Париже; занятия естественными и философскими науками.
1765-1776 - Марат в Англии; занятия медициной, естественными и философскими науками.
Около 1769 - В Лондоне выходит первая книга Марата «Об одной глазной болезни».
Около 1770 - Марат заканчивает роман «Польские письма», оставшийся неопубликованным.
1770-1775 - Марат работает над научно-философским сочинением «О человеке»
1773 - В Лондоне на английском языке выходит двухтомное сочинение Марата «О человеке».
1774 - В Лондоне на английском языке выходит первое политическое сочинение Марата «Цепи рабства».
1775 - Эдинбургский университет Святого Эндрьюса присуждает Марату высшую ученую степень - доктора медицины.
1775 - В Амстердаме на французском языке выходят три тома сочинения Марата «О человеке».
1776 - Марат на несколько месяцев приезжает во Францию; в конце года окончательно переезжает в Париж и поселяется на улице Старой голубятни.
1777-1789 - Марат работает как ученый физик и медик; имеет большую медицинскую практику в Париже.
1779-1786-Марат состоит на службе врачом при дворе брата короля графа Д’Артуа.
1779 - В Париже опубликован труд Марата «Об огне, электричестве и свете».
1780 - В Невшателе издана работа Марата «План уголовного законодательства».
1780-1788 - Публикуется ряд работ Марата по физике и оптике.
1783 - Переговоры о приглашении Марата президентом Мадридской Академии наук.
1788 - Выход из печати Собрания научных сочинений Марата («Академические мемуары»).
1789, февраль - Политическое сочинение Марата «Дар отечеству».
Апрель - Публикация «Дополнения к «Дару отечеству».
1789, 14 июля - Взятие Бастилии. Начало Великой французской буржуазной революции.
1789, июль - Марат полностью порывает со своими занятиями ученого и целиком посвящает себя «науке политики».
1789, август - Марат опубликовывает свой проект Декларации прав и конституции.
1789, сентябрь 9 - Выходит первый номер газеты Марата «Парижский публицист»; 16-го - газета меняет название на «Друг народа».
1789 - Марат принимает участие в народном движении 5-6 октября. Первое постановление об аресте Марата; Марат скрывается; с 8 октября по 5 ноября «Друг народа» не выходит.
1790, январь - Вторая попытка ареста Марата; он уезжает в Англию. Памфлеты Марата против Неккера.
1790, май - Марат возвращается во Францию и возобновляет издание «Друга народа».
1790, июль - Новые преследования Марата. Марат ведет борьбу из подполья.
1790 - Выступления против Мирабо, Лафайета и антидемократической политики Учредительного собрания.
1790 - Знакомство и сближение с Симонной Эврар.
1791 - Марат из подполья продолжает борьбу против господствующей партии конституционалистов.
1791, декабрь-1792, март - Марат вынужден скрываться в Англии.
1792, апрель - Возобновление издания «Друга народа». Начало борьбы Марата против жирондистов.
1792, июль - август - Марат участвует в подготовке народного восстания 10 августа, свергнувшего монархию. Марат избирается членом Наблюдательного комитета Коммуны. После свержения монархии Марат выходит из подполья. Борьба против Законодательного собрания. Сентябрь - Марат в числе других якобинцев избирается депутатом Конвента от Парижа.
21 сентября - Открытие Национального Конвента. Марат изменяет название своей газеты: «Газета Французской республики». «Новый курс» Марата - призыв к сплочению всех сил.
25 сентября - Атака жирондистов в Конвенте против Марата; попытка предать его суду. Поражение жирондистов. Возобновление борьбы Марата против жирондистов.
1792, ноябрь-1793, январь - Процесс над Людовиком XVI; выступления Марата в связи с процессом короля и разоблачения Жиронды.
1793, март - Марат вынужден дать новое название своей газете; «Публицист Французской республики». Измена Дюмурье и разоблачение Маратом связи жирондистов с Дюмурье.
1793, 5 апреля - Избрание Марата президентом Якобинского общества.
12 апреля - Жирондисты проводят в Конвенте решение о предании Марата суду., Протесты демократических организаций против суда над Другом народа.
24 апреля - Суд над Маратом, оправдание его и триумфальное возвращение в Конвент.
31 мая-2 июня - Народное восстание против Жиронды; Марат деятельно участвует в руководстве восстанием.
Июнь - июль - Болезнь Марата. Его письма Конвенту и Якобинскому обществу.
13 июля - Убийство Марата Шарлоттой Корде.