На передаче «Спорный вопрос», которая прошла 9 июня на телеканале ГТРК «Иркутск», сторонник переименования иркутских улиц Алексей Петров высказался против проведения общегородского референдума по теме переименования улиц, потому что, по его мнению, это очень сложно и затратно.
- «Я можно по референдуму пару слов сказать. Это на сам деле важно, потому что когда мы говорим про референдум, если взять жителей улицы Чудотворская, то на выборы там ходят не больше 30-35%. Так вот для того чтобы провести референдум нужно как минимум, нужно чтобы было как минимум 50% жителей города Иркутска. Стоимость любого городского референдума в Иркутске обойдется примерно в 35 миллионов рублей. Потому что на самом деле требуется собрать сначала 3% подписей избирателей в течение 20 дней, это порядка 20-25 тысяч подписей, это очень серьезная и колоссальная работа и затем соответственно сам организовать процесс. Поэтому, зная, что иркутяне вообще в принципе не ходят на выборы президента, не всегда бывает явка, говорит о том, что тогда будет вообще сама идея референдума любого похоронена. Не только связано с какой-то конкретной улицей, а вообще с самим институтом референдума. Поэтому, когда мы сейчас говорим о том, что разговор идет про сто рублей или про 300 рублей, вот там предприниматели жаловались, что они там не поменяли какой-то документ, то есть, понимаете, проведение референдума это в тысячи раз дороже, чем те затраты, которые могут потенциально быть, хотя на сегодняшний день ни один жителей улицы Бограда не истратил не рубля при условии, что уже треть, вы говорите про 99%, 30% жителей улицы Чудотворской уже поменяли документы на сегодняшний день, не у одного из них не возникло ни одной претензии по смене документов».
Другую точку зрения на проведение общегородского референдума по теме переименования иркутских улиц
высказал в 2013 г. бывший председатель Думы Иркутска Александр Ханхалаев:
- "Почетные граждане Иркутска при обсуждении вопроса возвращения улицам Иркутска исторических названий высказались против этой идеи. Они предлагают оставить все как есть, но увеличить количество двойных табличек на зданиях со старыми и новыми названия улиц. А референдум по этому вопросу можно провести совместно с муниципальными выборами".
Тем более, что совсем недавно мэр Дмитрий Бердников
предложил провести референдум по поводу расширения границ Иркутска. Значит, возможности для организации референдума есть, и это не так затратно, как рисует Алексей Петров. Я думаю, что стоимость проведения референдума не превысит стоимости переименования исторического центра Иркутска, зато не будет таких последствий, как раскол иркутского общества и дискредитация решений мэра.
Озвучивая низкую явку на местных и федеральных выборах избирателей в Иркутске, Алексей Петров, умолчал, что когда дело касается острых общественных вопросов или тем, то иркутяне способны мобилизоваться и показать очень высокую явку, о чем свидетельствуют выборы мэра Иркутска Виктора Кондрашова в 2010 г. и выборы губернатора Приангарья Сергея Левченко в 2015 г.
При этом почему-то, объективности ради, Алексей Петров, будучи юристом (окончил 2003 г. правовое отделение Московского государственного индустриального университета) не объяснил иркутянам, что в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» горожане могут выражать свою позицию не только через местный референдум и выборы, но и путем проведения схода граждан (ст. 25-25.1), публичного слушания (ст. 28), собрания граждан (ст. 29) и опроса граждан (ст. 31).
Эти формы непосредственного выражения позиции иркутян по вопросу переименования не имеют такой сложной процедуры, как референдум, и не требуют больших финансовых затрат.
Устав Иркутска также предусматривает формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, такие как, местный референдум (ст.18), муниципальные выборы (ст.19), голосование по отзыву депутата городской Думы, мэра города (ст. 20), правотворческая инициатива граждан (ст. 22), территориальное общественное самоуправление (ст. 23), публичные слушания (ст.24), собрания и конференции (собрание делегатов) граждан (ст.25), опрос граждан (ст.26) и обращения граждан в органы и к должностным лицам местного самоуправления (ст.27).
Если узнавать мнение иркутян о переименовании улиц путем организации опроса граждан, то он проводится по инициативе городской Думы или мэра города. Городская Дума Иркутска принимает решение о назначении опроса граждан, в котором указываются дата и сроки проведения опроса, формулировка вопроса, выносимого на обсуждение, методика проведения опроса, минимальная численность граждан - участников опроса и иные сведения о порядке проведения опроса в соответствии с федеральным законом, законом Иркутской области и нормативным правовым актом городской Думы о проведении опроса.
При этом, необходимо чтобы результаты опроса носили не рекомендательный характер, как это указано в ст. 26 Устава Иркутска, а обязательный, то есть мнение иркутян должно иметь решающее значение для местной власти при принятии решения о переименовании улиц.
Это значит, что ситуация с пренебрежением мэром мнением иркутян в вопросе переименования улиц, требует внесения соответствующих поправок в Устав Иркутска, которые были закрепили, что в случае переименования улиц, площадей скверов, остановок и других городских объектов, необходимо будет получить обязательное согласие горожан, проживающих на территории этих объектов.
Как видно, и федеральное и местное законодательство предусматривает разнообразные формы прямого волеизъявления граждан по вопросу переименования улиц, но проблема состоит в том, что городская администрация не желает узнавать мнение иркутян и предпочитает действовать антидемократичными и авторитарными методами.