Для чего раскручивают образовательный проект «Умная школа»?

Jun 24, 2015 23:33


Уже несколько месяцев в Иркутске идет рекламная компания образовательного проекта «Умная школа». При чем к раскрутке это проекта подключились не только федеральные и областные СМИ, но и местные блогеры и популярные иркутские сайты.



В апреле 2015 г. я уже писала об «Умной школе» и сделала предположение, что в рамках этого проекта областная власть вместе с представителями Высшей школы экономики затеяли эксперимент над приемными детьми Приангарья. Но на тот момент было очень мало информации об «Умной школе», чтобы однозначно делать какие-то выводы. Теперь же появились конкретные очертания проекта.

И как говорится, дьявол кроется в деталях. А эти детали свидетельствуют о том, что эксперимент будет проводиться не только над приемными детьми Приангарья, а над российским средним образованием в целом, над всеми нашими детьми.



Рекламная компания проекта «Умная школа» как не странно началась с презентации от областной власти.  21 января 2015 г. на пресс-конференции заместитель министерства социального развития, опеки и попечительства Приангарья Татьяна Плетан заявила, что в соответствии с программой «Дети Приангарья» было принято решение реализовать проект «Умная Школа», в рамках которого будет построен образовательный комплекс и жилые дома, где будут проживать приемные родители и их дети. При этом Татьяна Плетан не сообщила общественности ни инициатора проекта, который будет строить образовательный комплекс, ни содержание образовательной программы, ни источники финансирования этого проекта.

А между тем, если зайти на сайт «Умной школы», то оказывается, что областное министерство с 2014 г. сотрудничает со специалистами «Умной школы», которые проводят обучение работников опеки и образования. Причем обучение специалистов проходит не по какой-то специально разработанной российской программе, а по европейским и американским методикам в сфере опеки и попечительства. Вот, например, 13 марта 2015 г. специалистов органов опеки и попечительства Иркутской области обучали по программе «PRIDE», которая была разработана в 1993 г. Американской лигой охраны детства и продвигается в России как международная программа со стороны Скандинавских стран, в который как раз и происходят резонансные случаи отобрания детей из русских семей.  Кроме этого, данные страны отличаются большим количеством насильственных изъятий детей из семей, повышенной численностью детей, находящихся в системе патронатной опеки, и высоким процентом насилия в патронатных семьях и учреждениях.

Координатором этой программы в России является Эльвира Савинова, которая работает в Мурманской области и успешно распространяет по всей стране скандинавскую патронатную систему. Так, за время работы в России с 2005 г. по 2010 г. по программе «PRIDE» было обучено более 850 специалистов в Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Иркутской областях и Республике Карелия.

Свою заинтересованность и сопричастность к проекту «Умная школа» обозначило не только областное министерство, но и губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, который на встрече с депутатами Думы Иркутска 26 января озвучил источник финансирования проекта - компанию «Ростех» и место строительства школы - Чертугеевка.

Таким образом, на начальном этапе раскрутки «Умной школы» можно зафиксировать, что проект нашел поддержку на самом высоком областном уровне, для участия в проекте уже давно шла подготовка работников опеки и образования по скандинавским методикам в сфере патронатного устройства детей, которое являются главным звеном в системе западной ювенальной юстиции.

Сами авторы проекта провели презентацию образовательного комплекса только через два месяца после официального представления на уровне областной исполнительной власти.

На презентации «Умной школы» выяснилось, что идея проекта возникла у телеведущей Тиной Канделаки в августе 2011 г. во время национального образовательного форма «Умная школа», где обсуждались проблемы российского образования. Начиная с 2013 г. Тина Канделаки для реализации этой идеи собрала команду специалистов, которые в течение двух лет разрабатывали концепцию образовательного комплекса «Умная школа».

При этом в презентации проекта основной целью образовательной концепции указали «создать механизм всестороннего образования, развивающего у детей способность делать свободный выбор жизненного пути». По мнению разработчиков проекта, уникальность предлагаемой образовательной системы заключается в том, что система образования выстраивается персонально под каждого ученика и формируется «индивидуальный образовательный маршрут». Для этого в основу учебной программы предлагается заложить 5 содержательных осей: образно-художественное моделирование мира, психологизацию образовательного процесса, интенсивное изучение иностранных языков, продуктивную трудовую деятельность и школьный спорт.




Фактически разработчики образовательной комплекса «Умная школа» предлагают воплотить идею Института образования  НИУ «Высшая школа экономики» о вариативности образования для обеспечения максимально возможной степени индивидуализации образования, при которой каждый ученик получает свое - индивидуальное образование.

При этом непонятно в чем же заключается уникальность этого образовательного подхода, если он был воплощен в 90-х годах через создание многообразных образовательных программ и до сих пор действует во многих частных школах. Кстати, результатом этого либерального эксперимента стало разрушение советского образования. Видимо для окончательного изгнания всего советского из российских школ реформаты решили провести максимальную степень индивидуализации образования.

Этот вывод подтверждается словами генерального директора ООО «Умная школа» Марка Сартана, который описал следующие особенности проекта:

- Первое - дети из приемных семей будут ходить в школу с детьми из обычных семей для более эффективной социальной адаптации в обществе.

- Второе - индивидуализация образования: ребенок выбирает свои предметы, отсутствует общее расписание. Нам кажется, это будущее образования, потому что любые обязательные занятия обычно неэффективны, а все, что делается по зову сердца и души, дает лучшие результаты.

- Третье: мы будем воспитывать детей, умеющих ответственно распоряжаться собственной жизнью. Дети будут учиться ставить цели, искать ресурсы для их достижения, учиться всему, с чем придется столкнуться во взрослой жизни.

Иными словами Марк Сартан хочет воспитать в детях максимально индивидуалистическую личность, которая будет существовать в пространстве собственного индивидуального образования, ставить личные цели и удовлетворять свои личные потребности, никак, не согласуя их с интересами своей страны, общества и других людей. И как все эти индивидуумы будут вместе учиться в одном вузе, работать на одном предприятии, жить в одном обществе, если они обучались по собственной индивидуальной программе?

Опасность этого образовательного подхода заключается в том, что можно заблудится в этой вариативности, как в лабиринте, и никогда не найти точки соприкосновения с другими людьми. А это в свою очередь приведет не только к окончательному разрушению образования, но и к уничтожению государства.

Отдельно следует обсудить финансирование проекта. Судя по всему, Тине Канделаки удалось найти инвесторов для строительства образовательного комплекса, который стоит внушительную сумму в 3.5 млрд. рублей. Хотя в СМИ встречается противоречивая информация об основном инвесторе проекта, но большинство источников указывают на госкорпорацию Ростех. В дальнейшем Марк Сартан заявляет, что образовательный комплекс «Умная школа» будет, как частная школа, получать «государственные средства в соответствии с принципом подушевого финансирования».

Получается, что строительство и содержание частной школы, где будет проводиться либеральный эксперимент над российским средним образованием и нашими детьми, будет финансироваться за государственный счет.  Более того, президент фонда «Новый дом» Альберт Авдолян заявил, что комплексный проект «Умная школа» в дальнейшем может масштабироваться на другие регионы РФ.

Если данный «уникальный проект» будет финансироваться за счет государства, то есть на деньги  налогоплательщиков, а потом внедряться по всем школам страны, то почему господа либеральные реформаторы не хотят спросить сначала у иркутян, а потом у всего российского общества, хотят ли они проведение таких реформ школьного образования? Хочет ли российское гражданское общество, чтоб их детей обучали по классическому советскому образованию или по максимально индивидуализированному образованию без всяких критериев и границ?

Таким образом, можно предположить, что проект «Умная школа» преследует далеко идущие цели и его реализация в масштабах страны может привести к:

- уничтожению остатков советского образования и внедрению вариативного западного среднего образования сначала в частной школе в Иркутске, как в пилотном регионе, а затем во все российские школы;

- разрушению системы детских домов и всех советских форм устройства детей-сирот и внедрению западной патронатной/фостерной системы.

СПРАВКА:
Проект: Образовательный комплекс «Умная школа».
Инициатор проекта: Тина Канделаки.
Руководитель проекта: генеральный директор ООО «Умная школа» Марк Сартан.
Местонахождение: г. Иркутск, территория Чертугеевского полуострова.
Площадь: 20 гектаров.
Начало строительства комплекса: 2016 г., открытие комплекса: 2018 г., открытие ресурсного центра для приемных семей: 2019 г.
Стоимость проекта: 3,5 млрд. рублей.
Финансирование проекта: частные пожертвования в благотворительный фонд «Новый дом» (дата создания 2013 г., президент - российский бизнесмен Альберт Авдолян, председатель попечительского совета Сергей Чемезов).
Предполагаемые инвестор: Госкорпорация Ростех
Состав комплекса: 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, поселок для приемных семей, культурно-досуговый центр с административным блоком, спортивный центр и учебные мастерские.
Образовательная программа: дошкольное образование (около 200 человек с 3 до 7 лет), начальная школа (360 человек с 1-го по 6-й класс), старшая школа (480 человек с 7-го по 11-й класс).
Обучение: бесплатное.
Количество учащихся: 1000 человек, из них 150 приемных детей.
Количество учителей: 250 человек из Иркутска.

Сергей Чемезов, Марк Сартан, Высшая школа экономики, Эльвира Савинова, госкорпорация Ростех, Новый дом, Сергей Ерощенко, Татьяна Плетан, Альберт Авдолян, Умная школа, ювенальная юстиция, Тина Канделаки

Previous post Next post
Up