Рецензия на «Сиятельный-Бессердечный» Павла Корнева (часть вторая)

Sep 09, 2015 02:02

Начало тут.

Виктор  подбежал  к окну и выглянул. Это была луна - ледяная, маленькая, ослепительно яркая. В ней было что-то невыносимо страшное. Виктор не сразу  понял  -  что. Небо было по-прежнему затянуто тучами, но в этих тучах  кто-то  вырезал  ровный аккуратный квадратик и в центре квадрата была луна.
Квадрига уже не визжал. Он зашелся от визга и издавал  только  слабые скрипучие звуки. Виктор с трудом  перевел  дыхание  и  вдруг  почувствовал злость. Да что им здесь - цирк, что ли?  За  кого  они  меня  принимают?..
Квадрига все скрипел.
- Перестань! - рявкнул Виктор с ненавистью.  -  Квадратов  не  видел? Живописец дерьмовый! Холуй!
Он схватил Квадригу за  махровое  одеяло  и  тряхнул  изо  всех  сил.
Квадрига повалился на пол и замер.
- Хорошо, - сказал он вдруг неожиданно ясным и отчетливым голосом.  - С меня хватит.
Он поднялся на  четвереньки  и  прямо  с  четверенек,  как  спринтер, кинулся вон. Виктор снова посмотрел в окно. В глубине  души  он  надеялся, что ему привиделось, но все оставалось по-прежнему, и он даже разглядел  в правом нижнем углу квадрата  крошечную  звездочку.  Прекрасно  были  видны мокрые кусты сирени и бездействующий  фонтан  с  аллегорической  рыбой  из мрамора, и узорные ворота, а за воротами - черная лента шоссе. Виктор  сел на подоконник и, следя за тем, чтобы не дрожали пальцы,  закурил.  Мельком он заметил, что солдатика в холле нет  -  то  ли  удрал  солдатик,  то  ли спрятался под диван и помер от страха. Автомат, во всяком случае, лежал на прежнем месте, и Виктор истерически хихикнул  сопоставляя  эту  несчастную железяку с силами, которые проделали квадратный  колодец  в  тучах.
АБС. «Гадкие лебеди».

Продолжаю писать про «Сиятельный-Бессердечный» Корнева. Фолклорные элементы с документами наперевес (типа филатовской Бабы-Яги) мне мало интересны (тут Корнев не придумал ничего нового и оригинального) и я бы не уделил этой книге столько времени, если бы ни одно «но». Мирообразующим фактором, вокруг которых происходит развилка истории, межну нашим миром и миром дилогии, являются не всякие там Бабы-Яги в тылу врага и Кощеи Бессмертные в космосе (вроде Елизаветы-Марии Никси, теней, боящихся огня и т.д. и иже), а ворлонцы тьфу, Падшие. В книге (пусть прямо они и не появляются) присутствуют потерпевшие поражение за пятьдесят лет до начала основного сюжета ангелические сущности, очень похожие на ворлонцев из «Babylon 5» JMS как по истории, так и по стилю управления: «Мы приказываем, ты подчиняешься».




Причём, Корнев настаивает на своём сайте, что это именно те ангелические сущности, что описаны в Библии, а не кто-то другой, очень похожий на них. Хотя сама версия «Человек, очень похожий на Юрия Скуратова» в самой дилогии высказывается:

- Ад, рай, душа… - презрительно махнул рукой старший инспектор. - Мракобесие невежд! Придумали сказочку и цепляются за мнимое бессмертие души, будто утопающий за соломинку. Это все от страха смерти. Вам ли, виконт, не знать?
- Падших не существовало?
- А кто сказал, что они спустились с небес?
- Откуда же, если не оттуда?
- С Венеры или Марса. С Юпитера или обратной стороны Луны. С других звезд. Да откуда угодно!
«Сиятельный».

Спустившись к людям, ангелы в течение пары тысяч лет, естественнно культурно и морально деградировали. Это очень сильный ход (вот почему я сравниваю их именно с ворлонцами): либо Падшие должны были тащить человечество за уши до своего уровня (прогрессорство) и система должна была занять одно новое равновесное состояние (условно «Мир Полудня», ну, или Ивана Ефремова), либо, если они этим не занялись (а Корнев мне лично ответил, что «Падшие не занимались просветительством»), Падшие неминуемо должны были постепенно деградировать до уровня окружающего человечества и система должна занять другое, но, опять же, новое равновесное состояние. Это очень сильный поворот, собственно, и сделавший для меня интересным рецензирование сей дилогии. Но вот дальше, увы, Корнев совершенно не справляется с построением предыстории мира и начинается малопонятная псевдоквазия, которую не возможно никак объяснить без построения всяких гипотез. А уж версия, которую в финале «Бессердечного» Леопольду Орсо излагает Тальм - вообще сущий ад как с теологической, так и с инженерно-технической точек зрения. Я очень надеюсь, что в третьей книге автор откажется от этой версии. Обосновать очень просто. Тальм - масон (во всяком случае случае, он мне чётко видится масоном), а «масоны» и «ложь» - это просто слова синонимы не только в мире, придуманном Павлом Корневым, но и в нашем.
Я потом к этому вернусь. И «объяснение» Тальма «Бог оставил этот мир» (хотя сейчас это очень популярная теория и не Корнев первым сие придумал) совершенно бредово с любой точки зрения, и передатчик, который, по Тальму «лишил Падших силы» (кстати, я так и не понял, ЧТО за информацию передатчик передавал-то?) в заданных Корневым условиях работать никак не может в принципе. И дело не в вопросе «можно ли в середине XIX-го (!) века построить один радиопередатчик?», а в том, что осуществить радиопередачу с теми параметрами, о которых Тальм однозначно рассказывает Орсо якобы как об оружии, лишившим Падших сил - нерешаемая физическая задача на сентябрь 2015-го (на момент написания этой рецензии). Точнее, задача решаемая, но строго требует сети разбросанных по всей планете ретрaнсляционных вышек мобильной связи - «В кармане Леопольда Орсо завибрировал смартфон» - и/или радиотрансляционной спутниковой группировки на геостационарных орбитах - «Он сказал «Поехали!» и взмахнул рукой»... Фокус в том, что в мире «Сиятельного-Бессердечного» современной космической спутниковой и наземной мобильной теле-радиокоммуникационной техники нет, а сам автор на мои вопросы отвечал, что техника развивалась примерно с той же скоростью, что и в нашей версии истории. Но, про передатчик отдельный разговор. Это частность, на самом деле. Не в передатчике дело.
Главное в ином. За пятьлесят лет до начала первой книги Падшие неким труднообъяснимым образом проигрывают уставшему от их власти человечеству с уровнем военных технологий... примерно середины XIX-го века, война Севера с Югом в нашей реальности: кавалерия гордо скачет по полям с саблями, люди маршируют на поле боя красивыми шеренгами под барабаны.

Падшие неуязвимы, о да! Медь, бронза, серебро, обсидиан, закаленная сталь и свинец не способны причинить им никакого вреда. Но титан…
Титан не был известен падшим, они не имели защиты от выкованных из него клинков! В чистом виде титан получили в самом конце их затянувшегося владычества, а тогда ученые уже не спешили делиться своими открытиями с бессмертными повелителями.Ночь титановых ножей пережить им было не суждено…
«Сиятельный».

А это как простите?!
1). Как титан мог быть неизвестен сверхцивилизации (по сути, кстати, во времена начала дилогии термин «сверхцивилизация» в нашей реальности уже существовал: его придумал Томас Хаксли и от него уже Циолковский додумал своих «директоров туманностей» и т.п.)?
2). Вообще-то любые фольклорные элементы - упыри, оборотни - уязвимы на рану. Пуля наносит им повреждения. Только не убивает.
Корнев не пояснил, что понимается под неуязвимостью Падших. Если кожа и плоть Падших обладают именно прямой (а не условной, как у вампиров и оборотней) неуязвимостью по типу «нано-брони» - то есть обычная кожа в точке агрессивного контакта мгновенно приобретает свойства Demron'a-W, то тут всё равно, ножом или мечом из какого материала тыкать или пытаться резать, хоть из титана, хоть из алмаза. В этом варианте восставшим против Падших помогли бы только минимум стволы под .338 Lapua Magnum с пулями 4318035 и 4318048 (вольфрамовый сердечник, энергия пули 6593 и 6568 Дж, бронебойная и бронебойно-зажигательная соответственно), а совсем хорошо - .408 CheyTac, но никак не титановые перочинные ножики.

Наши отцы и деды в Ночь титановых ножей залили их кровью всю Атлантиду и полмира в придачу, так неужели ты думаешь, будто мы не справимся с одним-единственным падшим?
«Сиятельный».

А теперь о том, как сам Корнев описывает возможности Падших:

- Нет, не хватит, инспектор! - забыв про субординацию, придвинулся я к собеседнику. - Разве падшие не повелевали силами, выходящими за границы человеческого понимания? Проклятье! Да вспомните, что они сотворили с Аравийским полуостровом! Они попросту оторвали от него изрядный кусок и зашвырнули через полмира в Атлантический океан! Им потребовался день, чтобы создать Атлантиду, один лишь день!
«Сиятельный».
Мы переглянулись и зашагали к оставленному у центрального входа броневику. Раскинувшаяся со всех сторон чернота выгоревшей земли и полнейшая тишина удивительным образом действовали на нервы и словно понукали поскорее убраться отсюда и никогда больше не возвращаться. Страшно даже помыслить, что творилось здесь в день штурма.
Самоходный экипаж обнаружился на прежнем месте. Рамон быстро закинул огнемет в кузов, поднял задний борт и заскочил в кабину. Я без промедления выжал газ, и броневик покатил к дороге.
Чем дальше удалялись мы от руин, тем спокойней становилось на душе, поэтому когда выжженная гневом падшего земля осталась позади и колеса принялись буксовать на раскисшем от дождя поле, я остановил броневик и выбрался из кабины.
«Бессердечный», описание последствий штурма усадьбы блистательного Рафаила спустя пятьдесят лет после событий.

Знаете, мне тоже реально страшно помыслить, что творилось там в день штурма, ибо на на местах испытаний термоядерных зарядов растительность востанавливается за 15-ть лет, таким оружием можно раскатать в ничто любую современную наступательную формацию, любой спецназ любой державы, единственный реальный вариант атаки усадьбы блистательного Рафаила на современном уровне развития военной доктрины - либо обстрел гаубицами километров с тридцати, либо ракетно-бомбовый удар. Прямое наступление хоть любой пехотой, хоть танками, учитывая «остатки сил» блистательного Рафаила - самоубийственно. Людей только класть. А уж на всю армию будущего императора Климента, учитывая, что аж до 1914-го в атаку ходили красивым ровным строем и по иному воевать просто не умели, хватило бы и шести-восьми пулемётчиков с хорошими пулемётами и хорошим боезапасом. А огонь, выжигающий почву на 50-т лет, для середины XIX-го - мегаизбыточное wunderwaffe. Что б я так был «лишён последних остатков сил» как блистательный Рафаил!

«Виктор истерически хихикнул  сопоставляя  эту  несчастную железяку с силами, которые проделали квадратный  колодец  в  тучах».
Совершенно не продуман у Корнева и другой нюанс: против Падших ополчились ВСЕ ЛЮДИ, чего, продумай автор социальную динамику лучше, быть не могло никак. За пару тысяч лет Падшие обязательно обросли социальными структурами (причём, даже помимо своего желания!) и множеством «прилипал», чьё благополучие и статус напрямую связаны с Падшими и их режимом. И заговорщики и Император Климент получили бы не мгновенную Ночь Титатовых Ножей, а долгую кровавую кашу, кровавое колесо, с изумлением обнаружив огромное количество людей, сражающихся на стороне Падших и совершенно искренне стреляющих в них - «освободителей от тирании Падших». Если проводить аналогию с завязкой сюжета «война людей против AI», то дилогия Корнева, увы, это детский, в социально-идейном плане, линейно-дуальный «Terminator» - чётко люди против чётко машин, а не куда более продуманная «Battlestar Galactica» - твёрдая социальная фантастика, где начало такое же, как в Терминаторе, но потом и местный «джон коннор» и местный «skynet», начав войну, вдруг понимают, что не всё так просто...
И да, важный вопрос:

Падший увеличился в размерах, заполоняя собой все помещение, его раскинутые в разные стороны каменные крылья засветились изнутри янтарным сиянием, но в часовне от этого стало лишь темнее. И глаза… черные глаза больше не были мертвы, их заполонила беспредельная тьма. Тьма и нечто еще, нечто вроде презрительного недоумения.
Чужая воля невидимой рукой вновь придавила к полу, забралась в голову, порывом призрачного ветра переворошила воспоминания. Я попробовал перебраться к выходу, но руки и ноги окончательно отнялись, и уж не знаю, чем бы все это закончилось, если б не хлопнул перегоревший фонарь.
«Сиятельный».

Стоп! А Падшие что - телепаты? Экстрасенсы? Они умеют читать мысли? Чужие память и сознание? Навязывать свою волю? Если «да», то хотелось бы узнать у автора, как возможно «незаметно» составить любой заговор против «псайкеров»?

(С фольклорными элементами вопросов нет: всякие суккубы и иже с ними у Корнева с нулевыми собственно экстрасенсорными каналами, но у Падших автор таковые каналы упомянул).
Тем не менее, я лично нашёл два варианта, делающих мир, описанный Корневым, более-менее возможным. Только автору оба этих варианта могут очень не понравиться.

Продолжение следует....

книги, рецензии

Previous post Next post
Up