Оригинал взят у
ninaofterdingen в
Гностические идеи в советской фантастикеГностики это эзотерическая секта, возникшая в Римской империи во 2-м веке нашей эры. Гностики были реакцией умирающего античного мира на появление христианства, это была хорошая попытка перехватить инициативу, использовать в своих целях новые и набирающие популярность христианские образы и идеи. Гностики хотели использовать христианскую оболочку, но сохранить старый языческий смысл. Попытка не удалась и после нескольких веков упорной борьбы гностики сошли со сцены. На некоторых моментах этого идейного противостояния я и хочу сейчас остановиться.
Учение гностиков было эзотерическим. В гностических сектах было несколько ступеней посвящения. В отличие от христиан, которые проповедовали свои священные тексты на улицах и площадях всем,кто хотел и не хотел их слушать, гностики открывали свои тексты только избранным после многолетних испытаний. Потому неудивительно, что после поражения гностиков именно гностических текстов почти не осталось, так что в исследовании гнозиса приходится опираться на христианских полемистов. Надо сказать, что христианские теологи хорошо знали свое дело. Уже в 20-м веке были открыты подлинные гностические тексты, и они не прибавили ничего существенного к уже известной картине.
Итак, гностики задаются вопросом: как возможно зло в мире? Как добрый совершенный Бог мог сотворить злой и несовершенный мир? Гностических сект было великое множество и подробно пересказать все варианты их ответов нет возможности, так что я опишу суть дела, сам принцип гностического решения вопроса, который однозначно маркирует гностическое мировоззрение.
Решение это следующее. Существует наивысший Бог,который абсолютно благ, хорош и совершенен. От Бога отпадает некий мир. Этот мир тоже благ, хорош и совершенен, но уже несколько хуже, чем сам Бог, потому что таким же абсолютно хорошим не может быть ничего кроме Бога. От этого мира отпадает еще один мир, который в свою очередь немножко и незначительно хуже первого. От второго мира отпадает третий, и так далее. Разные секты насчитывают от тридцати до трехсот шестидесяти пяти миров, каждый из которых немного хуже предыдущего. В самом низу лестницы находится наша земля, и это уже сущий ад. Наш мир сотворен из материи, которая так ухудшилась, что по существу является злом. Некоторые гностические секты считали, что Бог Ветхого Завета это сам Сатана, что Творец нашего мира это Люцифер. В этом мире всё зло, всё плохо, это обреченное тлению и ужасу место.
Но в этом ужасном аду есть светлые моменты - это души людей. Души людей как искры истинного света, они занесены в этом мир из того самого высшего и самого светлого, они состоят по существу из добра, противоположного злу. И тут самая главная гностическая идея, ради которой всё и затевалось - такие души-искры имеют не все, а только некоторые. Большинство людей имеют душу из той же материи, что и всё в этом мире. Такие люди зовутся людьми природными, они погибнут вместе с душой когда умрут. Есть люди душевные, которые имеют шанс попасть в нижний круг рая, если будут вести строгий образ жизни и соблюдать все предписания морали. И наконец есть истинные люди, люди духовные, пневматики. Только их души заброшены к нам сюда из верхнего мира, и только эти души возвратятся туда после смерти. Однако для того, чтобы вернуться в высшую сферу, пневматик должен владеть некоторыми особыми техниками и обладать неким особым знанием. Знание по-гречески гнозис, отсюда и происходит название «гностики».
По учению гностиков Иисус пришел в наш мир только ради них, ради пневматиков. Всё, что написано в Евангелиях, это пустяки для простаков, на самом деле Иисус принес тайное знание, тот самый гнозис, который с тех пор гностики передают друг другу, чтобы вернуться на свою сияющую родину. Нужно особо отметить, что пневматики попадают в самую высшую сферу не за свое поведение и не за свои заслуги, а только по своей природе. Они не обязаны соблюдать моральные нормы, они могут вести себя как угодно, они будут спасены просто потому, что их души изначально оттуда, из царства света, туда они и вернутся.
Мы видим тут разделение людей на два сорта, на две породы если можно так сказать. Пневматики высшие по своей природе и стоят над моралью, им позволено всё, и они спасутся. Остальные же низшие по своей природе, погибнут вместе с миром и по сути эти люди даже при жизни не имеют особой цены.
В описании нашего мира гностицизм смыкается с манихейством. Манихеи не признают иерархии миров, по их учению наш единый мир сотворили добрый и злой бог, которые равны по силе между собой. Злой бог сотворил материю и человеческие тела, а добрый - души. Смерть это освобождение из этого ада, из плена материи, после смерти души возвращаются к светлому богу. Казалось бы, для манихея естественный выход - самоубийство. Однако и гностики, и манихеи признавали переселение душ. То есть уходить надо всем вместе, пока на земле рождаются дети, душе придется возвращаться обратно, и хорошо если на день или на год, а если нужно будет провести в этом плену лет пятьдесят? Потому манихеи, как и гностики выбирают следующую стратегию - нужно обратить в свою веру всё человечество, и коллективно покончить с собой. Не в смысле всем выпить яду, а перестать рожать детей. Тогда в следующем поколении человечество вымрет и все освободятся.
_____________________________________________________________
Это перепост в дополнение материала
о современном «трансгуманизме». Как объяснение и морали современного запада и того, почему я к термину «сатанизм» постоянно прибавляю «гностическкий» и подчёркиваю, что к библейским падшим ангелам и кораническим падшим джинни этот не имеет отношения как идеология. Иные корни.
Ключевое у автора я выделил.
Весь материал я не цитирую. Ну, скажем, что бы усмотреть гносис у АБС надо очень пристрастно постараться, так же нужно так же сильно постараться в противоположенную сторону, что бы не увидеть идею «прогрессорства» в Библии как типично библейскую: один Исайя стоит трёх Рудольфов Сикорских у АБС, про Илью Пророка (Элияху а Нун) - молчу вообще: вся Библия ломится от подробнейших родословий и генеалогических древ - кто кого от кого родил и кто чьим родственником приходится, из какого Колена Израилева, и только про Илью Пророка нет данных: непонятно, от кого рождён, непонятно, умер ли вообще! (То есть, вообще типичнейший признак чьего-то прогрессора). Только то, что считаю нужным отметить.
Это к тому, что «пост-людей 2.0», «чипы в мозг», «иммунную систему из нано-роботов» и, шире, всю современную мораль «Запада», придумали не Ицков, не Курцвейл и даже не ультра-либералы с «неоконами». Это не что-то ультра-современное (наоборот, насколько древнее, что корни абсолютно дохристианские).
Кстати, в комментариях у Нины
«засветился» мой любимый thainen. В свете им написанного, вынужден поправиться: thainen не совсем «трансхьюманик» (в смысле психологии большей части этой тусовки), thainen - несравненный/ая максар именно в смысле тех паттернов, что описаны Юрием Брайдером и Николаем Чадовичем
в дилогии, которую я уже цитировал - она/она (не знаю пола thainen) патологически прямо называет всё своими именами: «Почему вы считаете главной именно эту идею? (такие души-искры имеют не все, а только некоторые) А если это действительно так, то какое к ним имеют отношение манихеи, этой идеи не придерживавшиеся?». Вообще-то, если из «Клинков Максаров» подобная открытость никак прямо не следует (то есть, это можно списать на слишком большую «очеловеченность» некоторых личностей), то в «Губителе максаров» Карглак в разговоре с Хавром прямо подчёркивает патологическую честность максаров, прямые декларации своих планов и идей, отсутствие вранья самим себе и «прикрытия красивыми идеями» как отличительную особенность своего вида в сравнении, скажем, с людьми-«жестянщиками», глобально ведущими себя ничем не лучше максаров, но всё время себя оправдывающими словесами о «добре», острой «необходимости».
Трансхьюманики, Ицковы-Курцвейлы-Каку-Николелисы (как и «мировое сообщество», «цивилизованный Запад» в целом как цивилизация) всё же свои идеи пока вуалируют «мифом о прогрессе», демократией, «правами геев и лесбиянок». То есть, если формулировать в терминах максарского цикла, то в реальности мы имеем ситуацию в целом много худшую, чем там - трансгуманисты в частности и «Запад» в целом в нашей реальности это некий сплав Чернодолья и Страны Первозданных, причём, с ХУДШИМИ моральными, политическими и идейными чертами обеих придуманных Юрием Брайдером и Николаем Чадовичем культур и цивилизаций.
Да, соглашусь с thainen в определении фундаментального различия прогрессорства и гносиса:
«Это идея, прямо противоположная описанной выше. Гилики никак не могут стать пневматиками, а пневматики никак не могут лишиться своей избранности. Прогрессорство же предполагает насильственный апгрейд гиликов до пневматиков».
Да, это верно. В гносисе между людьми «людьми» и «постлюдьми» фундаментальный двухсторонний барьер (у прогрессоров АБС барьера нет, в мире максаров барьер как идея только в одну сторону).