Олюдениз! То вверх, то вниз ))))
Вступление или волшебный Олюдениз
Для начала расскажу чуток в принципе про само место... Олюдениз находится на берегу Средиземного моря, недалеко от Фетие. Прилетали мы в Даламан и оттуда уже на автобусе поехали в отель. Городок расположен в долине между двух хребтиков, рядом с городом гора Бабадаг, которая и привлекает парапланеристов их многих уголков планеты. Практически весь город - это отели, в основном 3* и 4*. Тут вы не найдете шикарных 5*-отелей с большой территорией, пятью ресторанами и анимацией, но здесь есть нечто гораздо более ценное ... а именно небо!
На Бабадаге 3 старта: нижний (1600 метров над уровнем моря), промежуточный (1800 метров) и, как нетрудно догадаться, верхний (около 2000 метров). Нижний старт - это просто мечта, ибо выложен тротуарной плиточкой, а на ней раскладывать крыло и по ней бежать гораааздо приятнее, чем по камням.
Небольшой ликбез.
Для большего понимая того, о чем дальше пойдет речь, очень советую этот маленький ликбез ... ибо про полеты там будет еще много ))))
Итак, как все читатели дневника, вы не можете не знать, что такое параплан ))) В общем, параплан - это то, что не-ко-то-ры-е вполне могут принят за парашют.
Подвеска - это такое креслице в котором сидит пилот, под жопой пилота в подвеске находится контейнер, в котором живет запасной парашют (сокращенно запаска) на всякий экстренный случай.
От параплана к пилоту тянутся стропы. К двум из них приделаны ручки. Пилот тянет за эти ручки и таким образом упраляет парапланом. Ручки называются клеванты.
Стартуют пилоты разбегаясь со склона против ветра. И бежать надо весьма самоотверженно )))))
СИВ-курс
Еще раз повторюсь, что SIV - аббревиатура французской фразы Simulation d'Incidents en Vol, что примерно переводится как имитация нештатных ситуаций в полете. И это основное зачем я ездила в Турцию.
Система такая: пилот стартует со старта, лети в сторону Олюдениза, занимает место в середине бухты над водой и понечлась нелегкая. То есть начинает выполнять различные упражения. По 3-4 за полет.
Сказать, что страшно - это ничего не сказать, потому что загнать свое спокойно и мирно летящее крылышко в какой-нить зверский режим - это даже с точки зрения психики сложно ... Однако, я же как в известном анекдоте "птица сильная, птица гордая, птица смелая .... но на голову е...нутаяяяяя".
Больше всего впечатлили меня "глубокая спираль", когда крутишься с нехренской скоростью и видишь при этом свой купол напротив горизонта. Неприятно тем, что скорость снижения очень большая, а главное перегрузки ой-ой-ой.
А еще "полный срыв потока". Первый раз катастрофически страшно делать, потом практически понравилось ))))) Это когда со всей дури клеванты вниз, крыло превращается в тряпочку, которая полощется позади.
Есть красивое упражнение "бабочка", оно у меня офигенно получалось, одно обидно, что в жищни совершенно бесполезно )))))
Ну и фраза Директора "Молодец, все сделала, заходи на посадку" - это свое маленькое счастье. А уж после посадки ...
Три дня по 2 полета в день мы вот таким образом кувыркались в воздухе. И заключительный седьмой полет - это экзамен, когда надо все упражнения забабахать за один полет. Адреналину море. При этом появляется некоторое понимание поведения параплана в тех или иных ситуациях. Потому что пока сама не попробовала вот это все, мне все эти режимы представлялись несколько по другому. Ну и уверенность и доверие к крылу появились, потому что крылышко у меня великолепное ))))))) Мое милое рыженькое солнышко :))))
Отель
Жили мы в обычной трешке с романтическим названием "Пердикия" ))) БОльшая часть группы, включая Директора, жили в этом же отеле, так что все брифинги проводились у нас, а также автобусы для подъема на старты приезжали к нашему отелю.
Жили мы в номере втроем: я, Вероника (мега-пилот и замечательный человечек) и Юля (на параплане не летает, зато сама по себе офигенная). Ни одного даже намека на конфликт ни разу не возникло. Так что прекрасно 3 девушки и 5 парапланов отлично смогли ужиться в одном номере.
По утрам часов в 8 завтракали и к 8.30 уже надо было начинать грузиться в машины на пляж.
На ресепшене дежурил очень классный мальчик, который в какой-то момент уже перестал спрашивать номер номера, а просто протягивал мне ключ, а в крайний вечер напоил меня кофе, потому что видок у меня был конечно очень сонный, а мне еще собираться надо было )
Отель очень уютный, практически за оградой начинаются горы и от этого особенная его прелесть. Большая часть постояльцев - это всякие разные парапланеристы, однако были и просто отдыхающие, в основном немцы. Они целыми дня валялись на лежаках у отеля и плескались в бассейне...
Я у это бассейна тусила только по ночам, развалившись в креслах, потягивая Джек нашего Дениелса и ведя задушевные беседы с приятными людьми ))))
Про полеты
Сама организация полетов была примерно такая. Утром приезжали автобусы, мы в них грузились, оплачивали дорогу (15 лир за проезд и еще 15 лир сбор местным лесникам, за то что они дорогу делают и вапще за местностью ухаживают, на наши деньги примерно 600 рублей получается). На крышу автобусов грузили парапланы, там борта специальные. Днем машины забирали нас прямо от посадки, чтобы лишний раз не таскать парапланы ...
После пункта, где отдавали лесниковый сбор можно было перелезть на крышу и ехать там, развалившись в парапланах. Дорого чуть больше часа по горному серпантину с которого такие виды открываются, что дух захватывает. И так каждый день, привыкнуть к этому невозможно ...
На старте коротенький предполетный брифинг и бодримся оборудование разбираем. Директор придумал офигенную фишку, что девчонки улетают первыми, в итоге, не надо было ждать очереди на взлет (а стартовали с интервалами во времени) и вапще помогали крыло разложить, стропы распутать. Да и вапще наши мальчика - зе бест!
Далее полет и посадка на пляж.
Море
А теперь расскажу про главный кайф ... это когда стартовал, отлетал программу, приземлился, скинул с себя все и в воду! То есть сразу еще утром одевается купальник, чтобы еще на переодевание время не тратить... И вот после этого ощущаешь полное жизненное удовлетворение.
Море там удивительного бирюзового цвета. Пляж галечный, правда есть полоса песка, в которую довольно мягко приземляться )))
Вода холодноватая, зато бодрит в полный рост. То есть после купания ощущение, что "заново родился". И можно спокойно валяться и наблюдать как другие летают....
Фетие
Был денек, когда погода обломала все погоду, но наш боевой настрой обломать ей не удалось... Я, кстати, в тот день успела улететь и проскочить меду облаками, а потом облака наглухо затянули старт, а лететь в никуда как-то не айс.
Было решено поехать в Фетие. Соседний гораздо более крупный город.
Народу набралось в итоге до черта и осели мы на рыбном рынке. Место это шикарное. Там прилавки со всякими свежими рыбными вкусностями, ты их покупаешь и отдаешь готовить в любую из окружающих кафешек. Ох и погудели мы там ... Сырые креветки, жареные креветки, кальмары на гриле, осьминожки на шпажках, дорада, барабулька и так далее. И все это под вкусненькое белое вино, коего употребили промышленное количество )))))
А дальше пошли гулять в марину, где куча яхт разной степени навороченности. Там нас пробило на приключения и самые отчаянные попрыгали с пирса в воду... водичка оказалась весьма приятной, правда выбираться обратно на пирс сложновато оказалось ))))
Мокрые, но довоооольные )))
Ну и как же не поплясать-то на улицах города )))
Вы думаете вечер тогда вот так и закончился??????
А вот ни фига. В Олюденизе нас ждала турецкая баня. Где наши тушки распарили, оттерли скрабом, окутали нежной пеной, а потом отмассажировали от души ))))
Боевая запаска
Отлетав СИВ-курс, сключая экзаменационный полет, погода приготовила нам подарок ... и стала погодой-бомбой ))) То есть появилась возможность понабирать высоты в потоках воздуха, в общем летай - не хочу )))
Стартовали с верхнего старта и тупили над долиной.
Далее следует то, чего никому бы не пожелала ...
В общем, как в песне "вот и встретились два одиночества". Как оно все точно случилось, пожалуй не смогу рассказать, только свои ощущения. То есть КАК два параплана на пространстве, где два атомохода разойдутся "нашли друг друга" хер его знает, однако ж факт остается фактом ....
Увидела, что недалеко от старта чувак крутит потом и набирает в нем высоту. Я решила, что тоже туда надо. Полетела в сторону потока и соответственно чувака. Он почему-то полетел в мою сторону и забил на поток. Но он был меня выше и по правилам вроде как должен был уступить дорогу. Одного я не учла... он меня просто не видел. Как? Не знаю. Когда я его заметила, начала поворачивать, но параплан - штука довольно инертная и поворачивает не моментально.
В общем, мы с чуваком столкнулись в воздухе на высоте около 200 метров (это оччччень мало) и когда я увидела, что пошла деформация купола, решение было принято почти мгновенно и рука отработанным движением вцепилась в ручку запасного парашюта. То есть я его начала дергать еще до команды инструктора "Запаска!!!!". Парашют раскрылся быстро, при его раскрытии меня чуть отбросило назад и мы со вторым парапланом разошлись, то есть он полетел дальше, а мне уже ничего не оставалось делать, как гасить купол и садиться на запаске. Запаска - это штука неуправляемая и посадка на ней жестковатая... Тем не менее мне удалось сесть без повреждений на каменистый склон и при этом не задеть кустов и всяких елок, которых было вокруг достаточно (у кого с фантазией все хорошо может себе представить, что такое из елки стропы выпутывать).
Собрала крыло и запаску, запихала с рюкзак всю снарягу и топ-топ на старт обратно... с места посадки старт выглядел вот так. То есть понятно, что шлепать пришлось долго ...
Дальше пришла на старт, там наши все уже улетели, зато тусила группа турецких парапланеристов, которые напоили меня водой и охренели, послушав про мою "боевую запаску". Видок у меня конечно был еще тот )))
На старте протусила часа 2-3, пока наши не поднялись на второй подъем... Отсмотрела кино под названием, как старт затягивают облака и как они уплывают дальше в долину ... Красиииииииво ))
Причем я уже успела расстроиться, что не смогу полететь в Долину бабочек, так как запаску надо укладывать, а сделать это можно только внизу и типа ку-ку. Тем не менее, огромное спасибо Игорю, что он придумал хитрый ход... мою подвеску спустили вниз на машине, а мне привезли другую с уложенной запаской (собственно то была подвеска Сереги, который в меня впечатался). А дальше была ....
Долина бабочек
Полет для меня оказался сложноватый с той точки зрения, что сразу после запаски мысли е совсем нужные в голову лезут и тупо стремно ... Тем не менее полетела и ни разу не пожалела об этом. Были свои трудности, но та красота которую я увидела стоила всех моих терзаний ...
Заход на посадку стремный из-за того, что высота сбрасывается галсами между скал, тем не менее из нашей группый на этот раз никто не искупался
Долина бабоче примечательна тем, что приехать в нее низзя, можно либо прилететь, либо приплыть на лодке, что и сделали наши нелетающие товарищи. А заодно они привезли еще и замаринованную баранину, угли, овощи и горячительные напитки, ибо не-ко-то-рым необходимо было снять стресс. Точнее мне инструкторский состав хором сказал, что натрескаться мне надо по полной программе (что и было сделано ...)
Традиция посещения Долины бабочек - коктейль Валькирия. "Три молодые красивые девы заводят инструктора в море, одна придерживает ему голову на волнах, вторая льет в уста крепкий алкоголь, а третья колу ...." Вот такой коктейль ... Мы честно напоили наших дорогих любимых и самых лучших на свете инструкторов )))) Правда сильно глубоко не заходили, так как прибой был приличный... А вот потооооом все три инструктора поили меня этим коктейлем и я вам скажу, что ощущения феерические. У кого бы еще видео этого дела раздобыть ....
А дальше поход к водопаду, поедание вкусного мяска и красивенный закат ...
Дорогу домой помню плохо.... помню, что на верхней палубе орали песни и бесились по полной программе, помню, что потеряла шлепки, но утром они оказались в номере, помню что спланировала мордой в подушку и меня пытались позвать плясать и .... больше ничего не помню...
На барана
После Долины бабочек все утро ушло на то, чтобы прийти в себя и впоймать Бобра, чтобы он мне запаску уложил. С утреца в спокойном режиме покупалась, позагорала, погуляла по магазинчикам. То есть занялась тем, то у многих людей называется "нормальный отдых" ))))) Но надолго меня не хватило и занялась все-таки запаской )))
Времени терять не хотелось, так как в планах был полет "на барана"... То есть все дружненько стартуют и летят в долину, где недалеко ресторанчик, где в тандыре готовят вкуснейшую баранину.
Полеты для меня получился очень сложным с точки зрения психики... когда летишь вдоль хребта, до него не шибко далеко и горизонтальная скорость вполне чувствуется. Потом хребтик уходит вниз и над городом, когда высоты 1200-1300 метров создается полное ощущение, что стоишь на месте и просто теряешь высоту.
Правда когда город перелетаешь, высоты уже не так много, опять начинаешь чувствовать скорость передвижения и уже чуток успокаиваешь ))))
В итоге долетела и была тому страшно рада )))))
Далее на автобусах есть мяско, пить вино и всячески отдыхать ))))
Ох и хорошо же мы там посидели )))))
Закючение
А потом был спокойный день с утра и мега-зажигательный ночью )))
Утром полет без кувырканий, а просто сверху вниз, но с фотоаппаратом, чтобы сделать фотографии той, красоты, которую мы видели каждый день (а во время курса фотик с собой не возьмешь, ибо был реальный шанс на запаске сесть в воду, что четверо пилотов и сделали).
Потом поездка в Фетие в приятнейшей компании и для части этой компании весьма знаковая и важная.
А вечером закрытие выезда, где я опять таки отличилась... Окончившим СИВ-курс вручали дипломы, а особо отличившимся еще и по бутылке шампанского. Причем шампусиком наградили трех девчонок, хотя все мы молодцы, чего уж ))) Ну и не любоваться же этим трофейным шампанским, мы его давай трясти, пробки повылетали, только вот у моей бутылки вместо пробки отлетело горлышко, задев краем стекла мне руку. Так что традиционное купание инструкторского состава в бассейне я пропустила, потому что, чтобы не портить торжественность момента, слиняла в номер и привела лапу в нормальное состояние. А дальше отжиг на дискотеке по полной программе )))))
В общем, поверьте мне это далеко не полный состав нашей мега-компании ...
Поверьте, мне еще очень много чего хочется рассказать, но надо знать меру и на этом я закругляюсь.
Отдельно поблагодарю Волкова, Бобра и Женю Блоху за поддержку и крепкие нервы, всех девчонок, потому что надо все-таки иметь некоторый склад характера, что летать так, как они, и конечно наших мужчин, которые нам помогали, нас развлекали да и просто были рядом :)