Цифровые медиа меняют наше мышление

May 14, 2016 12:21





Если вы получаете информацию преимущественно с цифровых носителей, а не с бумажных изданий, то это влияет на то, как вы мыслите. Люди, которые активно пользуются планшетами и ноутбуками, склонны концентрироваться на отдельных деталях, а не на общей картине. Этот феномен описан в материалах международной конференции «Человеческий фактор в компьютерных системах», которая прошла в городе Сан-Хосе (Калифорния) с 7 по 12 мая. Результаты исследования еще раз напоминают нам о глубоком влиянии цифровых технологий на различные стороны нашей повседневной жизни.

Авторы исследования задались целью ответить на конкретный вопрос: есть ли различия в обработке мозгом той же информации, если ее представить на цифровом или бумажном носителе? В частности, их интересовал уровень абстрактности / конкретности мышления, то есть то, мозг концентрируется на общей картине или скорее на отдельных деталях. При этом ученые пытались устранить все побочные факторы, которые могли бы повлиять на интерпретацию информации. Так, на цифровом носителе использовали одинаковый размер шрифта, что и на бумажном и т. Д.

«Существует большое количество исследований того, как цифровые платформы влияют на внимание, однако их влияние на более глубокие уровни абстрактного мышления до сих пор изучены очень мало», - утверждает главный автор исследования Джордж Кауфман, научный сотрудник Лаборатории «человек-компьютер». «Учитывая то, что психологи уже доказали влияние цифровых технологий на такие сферы сознания, как целеустремленность и самоуважение, очень важно установить еще и то, какую роль оцифровки информации играет в сфере познания», - добавляет он. В исследовании приняло участие более 300 добровольцев в возрасте от 20 до 24 лет, а в каждой из его частей было от 60 до 100 участников.

Участникам исследования предложили решить следующие задачи:

Прочитать небольшой рассказ Дэвида Седарис в печатном и цифровом варианте, а впоследствии пройти тест на его понимание. Как оказалось, на абстрактные вопросы дали правильные ответы 66% участников, читали печатный формат, и лишь 48% тех, которые читали цифровой. А на конкретные вопросы дали правильный ответ 73% тех, кто читал цифровую версию, и лишь 58% читателей печатной.

Прочитать таблицу с информацией о четырех вымышленные марки японских автомобилей и выбрать лучшую из них. Участники, которые решали эту задачу на цифровом носителе, дали 66% правильных ответов, а те, которые решали его на бумажном, только 43%.

Часть участников, проходивших тестирование на цифровых платформах, попросили перед его началом пройти дополнительный тест, который стимулирует абстрактное мышление. Как следствие, 48% дали правильные ответы в тесте о вымышленных японских автомобилях против 30%, которые этот тест не проходили. Выводы команды Кауфмана подтверждают результаты предыдущего эксперимента, авторы которого доказали, что игроки в цифровую версию стратегической игры «POX: Save the People» склонялись к локализованным ответов, чем к осмыслению общей картины.

«Цифровые технологии заняли незыблемое место в нашей повседневной жизни, поэтому очень странно, почему есть так мало исследований того, как эти устройства влияют на наши когнитивные способности. Знание этих особенностей позволит разрабатывать лучшее программное обеспечение и преодолеть отдельные недостатки цифровых устройств », - утверждает сотрудница Дж. Кауфмана Мэри Фленеґан.

психология

Previous post Next post
Up