99 прекрасных имен Всевышнего

Mar 29, 2013 02:42


Сегодня посетила выставку "Классическое искусство исламского мира IX-XIX веков. «Девяносто девять имен Всевышнего".
Хочу сразу коротко записать впечатления. Ведущее чувство- восторг! Я давно обратила внимание, что меня пленит искусство Востока. Оно действует на меня чарующе и магнетически! Возможно, мы с ним были связаны?...
Экспозиция, представленная Фондом Марджани, объединяет предметы от IX по XIX век. Три раздела выставки соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, время Чингизидов, постмонгольский период. Географический охват также широк: Северная Африка, Сирия, Ирак, Иран, Средняя и Малая Азия, затем монгольская империя от Китая до степей Восточной Европы. И фигуративные изображения (как, впрочем, и геометрический орнамент, и каллиграфия) там неизменно присутствуют.

Вот две иранские курительницы. Они меня пленили. Их форма, линия очень выразительны.  Одинаковое "КАК" и разное "ЧТО".
Как потрясающе трансформированы эти звери.





Очень хочется их сравнить.   Линии, пропорции - все складывается в говорящие формы. Линия его мощного прямого лба (как будто с перетяжкой, затягивающей мощнейшую энергию) с одной стороны  резко и остро вырывается и закручивается в уши, а с другой раскрывается в пасть. Линия хвоста изогнута и заканчивается как будто когтем ( есть тут что- то хищно- птичье). Как потрясающе голова переходит в могучую по форме шею и устойчивое туловище. И как хорошо, что шея изрезанна узором, это ее облегчает, добавляя нюансы. Интересно сочетание дробности и цельности и эти ножки, такие не устойчивые для этого мощного тела, которое рождает у смотрящего  отклик  прочного стояния на ногах.  Что это?... Восточная мужская воинственность, мудрость и дипломатичность. Есть коварство.



Совсем другой. Какая форма. Поражает ее выразительность и простота.  Этот зверь цельный. В его хвате совсем друге напряжение. Изгибы линий здесь более округлые и плавные. Нет воинственного оскала, есть зов (и длительность и протяжность его усиливается линией). Но есть тут и зовущая готовность (она в хвосте).  Этот лев как победоносный клич. Полная и цельная  победа и власть! Он трубит и гласит!





http://www.louvre.fr/oeuvre-notices/lion-de-monzon

Узбекское (Бухара) сюзане. Фотографии у меня нет. Срочно надо идти на выставку и увидеть это!

Это потрясение. Сложнейший колорит. Тончайшие нюансы цветовых переходов. Линия потрясает. Когда начинаешь глазом "разматывать" линию шва, голова от движения начинает кружиться. Переливы цвета и блеск шелковых нитей, разная плотность их скручивания и неправильности и резкое изменение направления шва - все это усиливает ощущение пульсации и движения. Сюзане живое! Золотистый контур орнамента дает сияние и свечение. Это воспарение в божественные сады!
Жаль фотографировать нельзя...

В интернете нашло фото другого сюзане с выставки...Пример завесы, которые входили в комплект приданого дочери (Узбекистан, XIX век).




Иллюстрации.
Какой волшебный колорит! Вот на фото ниже: контраст цветового сопоставления и дополнительных цветов. Причем идет игра контрастов контуров и контрастов основного цвета одежд. Какая плавная текучесть линий... как журчание ручья, как мелодичная музыка красоты, идущая из сердца через флейту.



XVII столетия, автор - Муин Мусаввир.





И снова, какой колорит! Контраст холодного и теплого и контраст дополнительных цветов. Это иранская (Исфахан) миниатюра девушки с бутылкой, середина 17 в. Образ луноликой красавицы отражает идеал, воспетый в персидской поэзии. Девушка проходит мимо восхищенного влюбленного ( зрителя миниатюры) и в последний момент оборачивается, задерживаясь в нерешительности:"То ли уйти, то ли остаться". Спущенные рукава красавицы- символ покорности судьбе и божественной воле. От влюбленного теперь зависит, протянет ли она ему бутылку или пойдет дальше. Этот образ как суфийская метафора! Ка это тонко и витиевато и по восточному! Ее смысл: в поисках Бога человек должен вести себя, как влюбленный, целиком посвятив себя любимой; только его настойчивость может заставить красавицу-Бога-обернуться и дать ему напиться вина божественной мудрости и озарения из бутыли, прижимаемой к груди.


"



Керамика. Слов нет, вот это зверь.



Вот из самого раннего - IX век, так называемая «люстровая» роспись. Тут использовались краски на основе металлов (в основном серебра и меди) и сложная технология обжига.
Важнейшим видом искусства стала каллиграфия, считающаяся воплощением Слова Бога. Очень важный момент - использование в создании образов текстов.  Культовые и бытовые предметы имели различные надписи стилизованными под узор буквами с текстами из Корана, с  пожеланиями и с мудрыми высказываниями. Это дань традиции! Это заставляло мусульман помнить о Боге каждую минуту. Часто мастер так трансформировал текст, что его уже нельзя было прочитать. Это был намек на текст, " узелок на память"!


Потрясающая бирюза. Фигурка всадника - это уже XII век. Знаменитая бирюзовая глазурь, для которой применялись окислы меди и кобальта. Кстати, этот цвет имел береговое значение.



В представленном в экспозиции кувшине того же периода применена техника сграффито - процарапывания рисунка на поверхности. В результате открывается глубинный, контрастный по отношению к наносимой глазури грунт. Ну, и мы видим тут сразу и людей, и зверей.
Одна из особенностей мусульманского искусства- это запрет на идолопоклонничество. Бог не изобразим! Мусульманин общается с ним без посредников, именно поэтому в мечети и Коране  нет изображений.



Подобный сюжет (хищник разрывает копытное) символизирует праздник Рамазан. Поэтому, наверное, тут и человек у религиозной позе. Тоже очень интересные стилизованные изображения. Стилизация тут позволяет уйти от реализма, который не дозволялся Кораном, ибо только Всевышний способен создавать. Художник, представ перед Всевышним на страшном суде,  должен будет оживить свои (реальные) образы и быть наказан за соперничество с Творцом.



Вот еще интереснейший пример технологии. Эта чаша сделана из двух слоев стекла, между которыми проложена золотая фольга. Такая технология двухслойного стекла уходит корнями в римскую эпоху, но способ изготовления в данном случае иной, и секреты его до конца не разгаданы.



Иранская чаша XI века - характерное изображение птицы с контуром из мелких кружочков.



Вышивка на шелке.
Вышитая кайма XI-XII века: изображения оленей здесь имеют сходство с наскальными рисунками Сибири.



Утепляющий пояс. Интересно выгорели зеленые шелковые нити. На фото ( из интернета) не весь узор виден, но он шикарен! Там и двуглавая птица с потрясающим хвостом, еще птиие узоры! Великолепная стилизация птиц!



В XIX же веке появились вот такие портретные работы (воспроизводившие живописные, редкие в то время, полотна) - сочетание вышивки с аппликацией (европейская техника живописи маслом по холсту все еще оставалась редкой).





Снова бирюза и дивный орнамент.



Расписанная дверь и ее фрагменты. XIX век.








Гарнитура поясного набора или украшения сбруи лошади  XIII века из Центральной Азии также имеет зооморфные изображения. Тут вероятно влияние Монголии или Северного Китая.





Источник фото

Posted via LiveJournal app for iPad.

творческие привычки, духовный опыт

Previous post Next post
Up