Оригинал взят у
elenhil в
"Русская краса" (собрание народного костюма XIX - XX веков из коллекции Сергея Глебушкина)Оригинал взят у
vittasim в
"Русская краса" (собрание народного костюма XIX - XX веков из коллекции Сергея Глебушкина) в КоломнеВ Коломне проходит выставка «Русская краса» из собрания народного костюма XIX - XX веков из коллекции Сергея Глебушкина. Коллекция включает в себя костюмные комплексы начала XIX - XX веков, собранные в этнографических экспедициях в разных регионах России. Этой коллекции может позавидовать любой музей. Благодаря ей мы видим что же носили женщины на Руси 100-150 лет назад. И хотя выставка в Коломне насчитывает совсем немного экспонатов (одновременно проходят выставки из коллекции Глебушкина еще в нескольких городах), здесь есть, чем любоваться и чему удивляться.
Сергей Анатольевич Глебушкин - известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма. Член Союза художников России и Международной федерации художников, член Ассоциации искусствоведов, член Русского географического общества, член Центрального совета Общероссийского общественного движения «Одарённые дети - будущее России», Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей фольклора.
На выставке представлены в основном праздничные наряды, именно их так любили и бережно хранили русские женщины. Большинство экспонатов выполнены в ручную (ткачество, вышивка, плетение). Материал: шерсть, лён, конопля - то, что производилось в собственном хозяйстве. Но иногда применялись и покупные ткани (шёлк, парча, атлас) привезенные из Индии и Китая.
Слева - костюм женский, праздничный из Рязанской обл., Кадомского района, села Кателино. Конец XIX в, начало XX в. Рубаха, понёва, запан «кубовый», пояс. Понёва (юбка) - древнейший тип русской крестьянской одежды. Шилась, чаще всего, из клетчатой ткани домашнего изготовления, носилась и в будни, и в праздники. Первое надевание понёвы происходило очень торжественно. Обычно крестьянка имела в своем распоряжении 10-15 понёв: для "великих праздников", для воскресных и будничных дней, для большого и малого траура.
Вид сзади. Запан (бывают завески или сарафаны) из домашнего холста, окрашенный в синий цвет, вне зависимости от покроя, назывался «кубовый». В наше время "кубовые" завески в цене у кавказцев, они их распарывают и шьют платки, а затем в них по своему обычаю хоронят женщин
Еще в детстве деревенского мальчика Сережу Глебушкина поразила красная ткань, положенная на пол в сенях вместо половика, которая оказалась распоротой понёвой. Основной толчок к собирательству произошел во время занятий в фольклорном ансамбле "Россияночка". Коллектив постоянно развивался, требовался новый музыкальный и этнографический материал. Так Сергей Глебушкин начал изучать историю русского народа, в том числе и костюма, не по страницам книг, а по рассказам живых людей и находкам в глубинках России.
Прабабушка в «цукановском» костюме и прадедушка Сергея Глебушкина. Начало XX в
Александр Филиппович и Анна Васильевна Глебушкины (дедушка и бабушка Сергея Глебушкина ) 20е годы XXв.
"Первый костюм, положивший начало коллекции, принадлежал моей бабушке по материнской линии, - вспоминает Сергей. - Она родом из рязанского села Салтыково. Костюм очень тяжелый, у него толстая шерстяная понёва (юбка) весом в 4 килограмма, к тому же гофрированная".
Бабушка Сергея Глебушкина Мария Вдовина (слева)
Второй костюм достался собирателю от бабушкиной сестры. Вспоминает Глебушкин: « Я вспомнил, что у бабушкиной младшей сестры Александры Васильевны тоже есть костюм. Она вообще не могла понять, зачем мне в Москве потребовалось это "шмотьё". Когда всё же принесла узел, оказалось, крыса прогрызла дыру через все складки. Но даже такому костюму я был безмерно рад».
Александра Васильевна Вдовина(сестра бабушки Сергея Глебушкина) 20е году XXв
По платью можно было узнать о месте проживания, социальном статусе, семейном положении женщины. В каждом регионе, в каждой деревне были свои традиционные костюмы, отличающиеся и по стилю, и по цветам, и по материалу изготовления. У каждой женщины того времени было несколько костюмов на все случаи жизни: повседневный, свадебный, праздничный, для уборки урожая, для печали. Костюм девушки отличался от костюма замужней женщины, а последний в свою очередь, от костюма старухи.
Костюм женский, праздничный из Рязанской обл., Кадомского района, села Кателино. Вторая половина XIX в. Рубаха, понёва, запан, головной убор повойник, пояс
. Пово́йник (повой, повоец от повивать) - старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове.
Приехав в конце 80х годов в село Секирино Рязанской области, я был удивлён, что местные жительницы, в основном пожилого возраста, ещё ходят в понёвах и поднизывают под платок "косы". В каждой избе сундуки ломились от понёв, запонов, "хфранцузских" платков. Не очень-то легко люди хотели расставаться со своим добром. А это было припасено не только для себя, но и для будущего поколения по родству. Каждый костюм был именным: и для дочери, и для внучки. "А может оденут, когда замуж будут выходить", - слышал я в ответ, когда был заинтересован в понравившемся костюме. Расставались с трудом, с неохотой. Прошло 15 лет. Волей судьбы оказался в том же селе Секирино. Разграблено. Нет ни платков, ни "изложенных" понев, ни бисерных украшений, которыми славилось Секирино.
Костюм пожилой женщины. Рязанская область, Скопинский район, село Секирино. Конец XIX в, начало XX в. Рубаха, понёва, завеска, платок.
В XIX веке и раньше одежду делали- из льняного, конопляного или шерстяного полотна. А с проникновением в глубинку мануфактурных тканей (ситец, шелк, парча) - и они стали внедряться в костюм. Эти материалы, которые покупали за деньги, называли еще "магазинышными". Ткани, что производились в домашних условиях, мужики называли раньше "дармовыми" - потому что жена лен посеет, обработает, соткет, сошьет, денег платить не надо, муж не тратится. "Магазинышные" использовали, если девка выходила замуж, - покупали что-то подороже.
Костюм женский, праздничный Калужская обл, Куйбышевский район, деревня Лужница (ранее Калужская губ, Жиздринский уезд) начало XX в. Рубаха, понёва распашная, завеска, платок.
Костюм женский, праздничный Брянская обл, Жуковский район, село Овстуг (ранее Орловская губ, Брянский уезд) вторая половина XIX в. Рубаха, понёв, фартук, платок.
Оплечье с мелкой вышивкой цветочного и геометрического орнамента красными и черными нитями в виде линии восьмиконечных звезд и стилизованных перевернутых древ жизни.
По полю фартука широкая полоса вышивки белыми нитями, вышивка в виде гвоздик красными и черными нитями, тесьма с орнаментом из красных роз.
С костюмом всегда было связано множество обрядов. Например, запрыгивание в поневу. Понева - поясная одежда, состоящая из трех полотен шерстяной ткани, собранных на шнуре. В разных областях данный обряд проводился либо во время свадьбы, либо в то время, когда девушке исполнялось 15-16 лет, и считалось, что она уже готова к семейной жизни.
Костюм девичий. Воронежская обл., Бутурлиновский район, село Каёновка начало XIXв, Рубаха, сарафан, кушак, нагрудное украшение.
Нагрудное украшение бусы из 24 рядов бус и бисера, нанизанных на нить и собранных на одну застежку.
Отличительной чертой русского традиционного костюма является экономичность и простота его производства. Покрой рубах, сарафана, зипуна, поневы, армяка почти не требовал употребления ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минимальными. Небольшое количество швов сокращало время изготовления, не требовало большого мастерства от швеи, а значит, позволить себе такую обновку могла даже самая нерадивая крестьянка. Это обстоятельство отражено в пословице: "Какова пряха - такова на ней и рубаха".
Костюм женский, праздничный Калужская обл, Казельский район, вторая половина XIX в. Рубаха, понёва, запан, головной убор повойник..
Красив и ярок традиционный костюм. Декоративность его достигается как путем комбинирования тканей разного цвета и фактуры (для народного костюма характерна аппликация из ромбов и квадратов, мелкий геометрический орнамент, хотя иногда встречается и растительный), нашивки лент, так и путем вставок из простого кружева, вышивки.
Костюм женский, праздничный Пензенская обл, Земетчинский район (Тамбовская губ), конецXIX в. начало XX в Рубаха, понёва, шушпан (старинная крестьянская мужская и женская одежда в виде свободного холщевого кафтана, с красной оторочкой, иногда вышивкой гарусом), пояс.
Расположение цветов в русском костюме также неслучайно. Считается, что нижняя часть одежды символически связывается с землей и поэтому должна быть темной. В то же время ее верхняя часть всегда символизировала небо, а значит, должна была быть светлой. Традиционное преобладание красного цвета в русском крестьянском костюме объясняется просто. Красный цвет принято связывать с солнцем, плодородием, да и общеславянское значение слова "красный" ("красивый"), еще не было утрачено.
Костюм женский, Вологодская обл, конецXIX в. начало XX в Рубаха, сарафан, пояс
Но есть и другое, материалистическое, объяснение. В давние времена ткани окрашивались только растительными красками, а дававшая красную краску марена сорняком росла практически в любом огороде (например, растения, из которых получали зеленую краску, росли только в Китае, поэтому лишь привезенные оттуда шелка и атласы могли быть зелеными).
Костюм девичий, праздничный Тульская обл, Суворовский район (Калужская губ Лихвинский уезд), конецXIX в. Рубаха, сарафан, запон (фартук), пояс.
Рукава вышиты черными и красными нитями в виде цветного орнамента. Полик (детали кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча) и предплечье заткано красными нитями «с перетыками», между которыми вшито ткачество красного шитья с густым мелким геометрическим орнаментом.
Вид сзади. Сарафан сшит из бордовой х/б ткани в крупный стилизованный цветок. По подолу - полоса белого машинного кружева.
Костюм женский, праздничный Нижегородская обл, конецXIX в. Рубаха, понёва, навершник, передник, пояс, головной убор «сорока».
Соро́ка - старинный русский головной убор замужних женщин - самый богатый из женских головных уборов.
Навершник - праздничная женская одежда, напоминающая тунику, длинная и широкая с короткими рукавами.
Костюм занимает важное место в культуре усть-цилёмцев. Даже сейчас, в XXI веке практически в каждом доме можно встретить парчовые наряды, сшитые по фасону XVI века, а во многих сундуках хранятся подлинные наряды, оставшиеся им от бабушек и прабабушек.
Костюм женский, праздничный, молельный, (русские, старообрядцы). Республика Коми село Усть-Цильма (Архангельская обл), середина XIX в. "Рукава" ( вид рубахи, состоящий из двух частей -"рукава" (верх) и "стан" (низ). Верхняя часть представляет собой широкую рубаху, сшитую из двух полотнище прямыми поликами на плечах Нижняя часть - "стан", его шили из домотканого материала или ситца), сарафан «лопатина» (косоклинный из 3-х широких деталей трапециевидной формы), пояс, головной убор кокошник..
Кокошник - мягкий, невысокий головной убор замужних женщин, на подкладке, с плоским верхом. Нижний плат «рипсовая четвертинка» - шелковый, в оранжевых тонах; верхний плат - шерстяная Павлово-Посадская шаль.
Сергей Глебушкин: «Мой хороший знакомый Валентин Бойков, историк-этнограф, исследователь Нижегородской области, привёз мне необычный праздничный костюм из села Полхов Майдан Вознесенского района»
Костюм женский, праздничный Нижегородская обл, Вознесенский район, село Полхов Майдан, конецXIX в начало XX в. Рубаха, сарафан, передник, пояс, головной убор «сорока».
Лямки. Спинка и грудь сарафана украшены желтой шелковой лентой и лентой с красным орнаментом «турецкая гвоздика»
Оплечье украшено черной шелковой лентой с цветным узором.
«… позатыльник головного убора сплетён из старинного бисера в орнамент. Интересен головной убор ещё и тем, что в традиционном нижегородском костюме невесты фата накидывалась сверху, а впоследствии она, скрученная в поясок и повязанная на чело, венчала головной убор уже замужней женщины.»
Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор «сороку», были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными - различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов. Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укреплялось твердое возвышение. Сзади кичка затягивалась, плотно облегая голову. Сорока (макушка, привязка) - верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Позатыльник (позатылень, подзатылень, колодка) - прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твёрдую основу из картона, бересты, простеганного холста и т. п. Он укладывался сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывался тесемками вокруг кички под сорокой. Налобник (налобень, подчелок, налысник) - неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, укладывавшаяся вокруг головы таким образом, что один ее край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывались под позатыльником.
Вот так именно этот головной убор «сорока» выглядит на модели.
Сергей Глебушкин: «Иногда костюм попадает в мои руки в очень хорошем состоянии, так что делать с ним ничего не надо. А бывает, приходится брать одежду в очень жалком состоянии: и дождь лил на нее, и куры гадили. Приходится отстирывать, восстанавливать. Стираю обязательно сам, но не современными порошками, а 10-процентным старым черным хозяйственным мылом. Оно продается еще в хозяйственных или скобяных магазинах в деревнях. Такое мыло сделано на основе щелочи и более приближено к условиям стирки в старые времена. Знаете, что раньше стирали не мылом, а щелочью? Из печки выгребали золу и заливали водой, когда зола оседает, в воде получается щелочной раствор, в нем и стирали. Если не отстирывается - ну, что делать, значит, будет пятно».
Костюм женский, праздничный Архангельская обл, Пинежский район, конецXIX в Рубаха «намышница», сарафан «набивальник», пояс, головной убор повойник.
На оплечьях-«намышниках» - узор из свастик, вышитый в технике «набор»
Костюм женский, праздничный Рязанская обл обл, Сапожковский район, село Черная речка, конец XIX в начало XXв Рубаха, нижняя юбка «подстава», понева, завеска, шушпан
Полы, низ подола и края рукавов украшены широкой полосой узорного тканья из красных нитей.
Каждая новая находка - праздник для коллекционера. Однажды во время прогулки в деревне Сергей попросил брата догнать бабушку и спросить, не сохранилось ли у нее старинных русских платков. Брат вернулся недовольный - у нее только французские. Сергей бросился догонять. Дело в том, что французскими называли яркие красные платки производства братьев Барановых. Такие курьезные случаи бывают у Сергея Глебушкина постоянно.
Костюм женский, будничный Архангельская обл, Пинежский район, конецXIX в, начало XXв Рубаха ,сарафан, пояс, головной убор повойник.
Костюм женский, праздничный Курская обл, Рокитянский район, конецXIX в, Рубаха ,сарафан, завеска, пояс.
Завеска сшита из 2х прямых полотен отбеленного полотна многоремизного ткачества красными нитями в поперечные полосы.
К лямкам и верхней части сарафана пришит золотой зубчатый галун. Вид сзади.
Заднее полотнище сарафана собрано в плиссированные складки под широкую планку из бархата. Пояс широкий, в продольные разноцветные полоски, на концах помпоны из разноцветных нитей с бисером.
Костюм девичий, праздничный Липецкая обл, Липецкийкий район, село Троицкое (Тамбовская губ, Романовский уезд, Троицкая слобода) 1я четвертьXХ в, кофта-казачек, юбка, фартук, платок.
Кокетка и рукава ниже локтя кофты-казачка украшены «романовским» кружевом с аппликацией из разноцветной х/б ткани в виде сердечек и цветов.
В 2008 году на «Гранд Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства», при поддержки Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия, Государственного Российского Дома народного творчества вышел альбом «Традиционный русский костюм ХIХ- нач. ХХ в. из собрания Сергея Глебушкина» (издательство «Северный паломник»).
http://www.glebushkin.ru/let14.shtml