Оригинал взят у
kykolnik в
«Дети, идите в свой музей» Вот ведь как... Хотела только рассказать кратенько о 4-х минутном фильме 1927 года, а потонула на целые сутки, разбираясь и сопоставляя. Впрочем, как всегда.
Николай Дмитриевич Бартрам (Россия, 1873-1931) «Я ни разу в своей жизни не встречал человека, который бы обладал такой бездной вкуса,
такой неисчерпаемой творческой инициативой и доскональным знанием ремесел» Серов В.А.
фотограф
Иохансон Роберт (1877-1959) Начало «Музею игрушки» было положено коллекцией, собранной Бартрамом в своей квартире на Садовом кольце (Зубовский бульвар, д.15, кв.13 - адрес на его визитной карточке).
Зимой 1918 года москвичи, озабоченные добыванием дров и куска хлеба, с недоумением смотрели на трех чудаков, перевозивших на санях огромные зеркальные витрины. Это были Бартрам и его друзья, мастера-игрушечники Чушкин и Овешков. И тут сделаю отступление:.
Как известно, за любым великим мужчиной всегда стоит великая женщина. И не видать бы нам «Музея игрушки» как своих ушей, если бы не Евдокия Ивановна Лосева (Россия, 1880-1936), живописец, вторая жена Николая Дмитриевича.
Серов Валентин Александрович (Россия, 1865-1911) «Портрет Евдокии Ивановны Лосевой» 1903
портрет приобретен Государственной Третьяковской галереей в 1946 году у дочери Евдокии Ивановны - Марины.
Евдокия Ивановна Лосева (в девичестве Чижова) была замужем за
Лосевым Михаилом Лукичем (1851-1912), крупнейшим химиком-технологом, управляющим несколькими российскими текстильными мануфактурами, почётным гражданином Москвы, членом Государственного Совета, владельцем приобретенного имения в Московской губернии и дома в Москве (в 1909 году оценен в 48 тыс. руб). В семье росло трое детей.
Когда и где она познакомилась с Николаем Дмитриевичем Бартрамом - история умалчивает, но известно, что с 1905 года она уже сотрудничала с ним.
Так вот. Той зимой, 1918 года витрины перевозились из квартиры Николая Дмитриевича в дом № 8 по Смоленскому бульвару, в одноэтажный с мезонином особняк (сейчас на месте изящного старинного особняка 17-этажный панельный жилой дом), принадлежавший до революции - та-да-да-дам! - Евдокии Ивановне Лосевой, ставшей второй женой Николая Дмитриевича Бартрама (законной или гражданской, неизвестно).
Площади особняка в 250 квадратных метров, из которых 200 метров отводилось под экспозицию, было вполне достаточно, чтобы представить первоначальные музейные коллекции, постоянно пополняемые.
А пополнялась она активно игрушками, конфискованными из игрушечных магазинов, привезенными из царских дворцов, дворянских и купеческих особняков, фондов общественных организаций; старинными реликвиями, хранившимися в семьях. «Игрушки буквально ломились в дверь музея», - пишет в своих воспоминаниях дочь Бартрама А. Н. Изергина.
От этого начального этапа биографии музея остались вещественные приметы: воспоминания участников событий тех далеких лет, редкие фотографии, первая музейная афиша, выполненная известным художником И. С. Ефимовым. Фраза, написанная на ней «Дети, идите в свой музей!» навсегда осталась девизом.
С 1921 года Евдокия Ивановна организатор и сотрудник наравне с Бартрамом Московского музея игрушки (с 1930 в Загорске). Работала в области декоративно-прикладного искусства. Она проводила экскурсии с иностранными посетителями и готовила к изданию путеводитель по музею, слыла образованным и одаренным человеком, собрала неплохую коллекцию живописи, часть которой была передана ею в 1920 годы в Государственный Русский музей.
Евдокия Ивановна была ученицей Валентина Серова. Она оставила единственный живописный портрет Николая Дмитриевича.
Лосева Евдокия Ивановна (Россия, 1880-1936) «Портрет Н.Д.Бартрама (1873-1931)» 1920-е
Ну, а дальше всем всё известно.
В 1925 году музей переехал в новое просторное здание - дом Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (ныне Литературный музей им. А. С. Пушкина). В том же году Бартрам представлял свое искусство и свой музей на Международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже. Диплом, полученный там, - свидетельство большого успеха художника и музейщика.
Здание усадьбы Хрущевых-Селезневых на Пречистенке (фото 1926 года)
Расширялись экспозиции, устраивались новые выставки; музей завоевывал все большую популярность среди столичных зрителей. Еще в 1922 году Московский техникум кустарной промышленности организовал при музее отдел художественной игрушки. В новом же здании начали работать курсы художественной игрушки, а в 1929 году открылась производственная мастерская, которой до конца своей жизни руководил Бартрам. Здесь по эскизам художников создавались игрушки, которые продавались здесь же в музейном киоске.
Но над музеем сгущались тучи. Так называемая «разгрузочная комиссия», «очищавшая» столицу от «лишних» организаций, к таковым отнесла и уникальный детский музей. Впрочем, с ним поступили еще гуманно: не уничтожили, а лишь перевели в 1931 году в Загорск.
С 1980 года по сегодняшний день Музей игрушки находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом.
Оправиться после этого перемещения музей смог лишь в 1980-е годы. Подумать только, полвека практически вычеркнуто из жизни... Грустный каламбур: «перемещенное лицо» - «перемещенный музей». А еще более определенное - «репрессированный музей». Исчезли инвентарные книги времени Бартрама, поредели архив и библиотека...