Мои впечатления. Выставка "МИХАИЛ НЕСТЕРОВ. В ПОИСКАХ СВОЕЙ РОССИИ. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ"

May 05, 2013 19:28


На днях побывала на выставке М. Нестерова.  В первый день поехали вместе с мужем. На следующий день, чувствуя потребность в уединенном просмотре,  поехала одна.

Выставка большая и интересная. Цитирую: "Девять разделов экспозиции, организованной одновременно по хронологическому, жанровому и тематическому принципам, демонстрируют творческий путь М.В.Нестерова в многообразии художественных поисков, увлечений и занятий: "Начало пути (1877-1886)", "Утверждение своей темы", "Цикл о Сергии Радонежском", "Роман в красках", "В пространстве соборов", "Портреты эпохи модерна (1900-е)", "После 1917 года", "Портреты 1921-1941 годов", "Документально-биографический раздел". До портретов я так толком и не добралась. Видно, идти мне третий раз.


Посмотреть на Яндекс.Фотках Автопортрет. 1928. Холст, масло. 103x82

Но ложка дегтя все таки была - освещение. На мой взгляд, осветители без уважения отнеслись к  авторскому колориту, а соответственно убили часть чувства, заложенного Нестеровым в образ. Ведь главные элементы структуры у Нестерова это цвет и мазок. В такие моменты, тяжело вздыхаешь и еще раз понимаешь, как важно заниматься исключительно своим делом, которое ты чувствуешь душой. Потому, как только ничего не видя и не чувствуя, можно было так осветить картины.
В самом начале мне в голову пришла мысль: "Как было  бы чудесно, если в разных разделах играла бы тихая, настраивающая на определенный лад музыка. Как на выставке "Золото инков": ритуальные пения усиливали ощущения, аж мурашки по коже. Но после второго дня посещения выставки, эта мысль меня покинула, потому, как от каждой картины идет своя песнь и своя особая музыкальность. Нельзя ее трогать и сбивать. А песнь эта тихая, задушевная с радостью светлой и тоскою светлой, с очищением и скорбью. И тут понимаешь, как рядом эти противоположные чувства, как они сливаются в  единую мелодию в душе русской".
В качестве рекомендации, советую вам перед началом обхода экспозиции посмотреть  фильм "Пустынник" (по письмам Нестерова), а дома почитать книги (Нестеров книга мемуаров "Давние дни", воспоминания, написанные его библиографом и другом С. Н. Дурылиным, и множество писем художника). Заинтересовало меня, как создавался образ, например, отрока Варфоломея: прогулки целыми днями, прочувствование и осмысление, поиск ответов и образов вокруг себя в природе, умение видеть в простом суть. И, как бы сызнова,  понимаешь важность таких уединенных и длительных прогулок: это копилка опыта  чувств и образов, это душевная работа... что б береза, или другая краса природы, в душе сама родилась.

Запомнилось из писем: "... сравниваешь свою весну и весну природы... и понимаешь как много упущено..." .

Картина "Пустынник", 1889 год. Долго я стояла и смотрела на нее. Забегая вперед, скажу: если сразу после восприятия обернуться,  то увидишь картину "Юность Сергия Радонежского". И тут вас ждем потрясение:  музыка в душе сразу меняется и это так контрастно и явно и  так ощутимо. Для меня, это мое маленькое потрясение!


Пустынник. 1888 - 1889. Холст, масло. 144,5x126,4. Рассмотреть в деталях

Попробую поделиться с вами своими чувствами от восприятия этой картины. Пишу как есть, из блокнота...

Смотрю и погружаюсь в свои воспоминания. Дача, утро, осень, звенящая застывшая тишина, прозрачная и светлая прохлада,  влажный, пахнущий дождем и сыростью земли воздух. Природа на картине, как отражение мудрости и глубины старца. Взгляд старца направлен внутрь себя и пейзаж как раскрытие сути этого взгляда: сути созерцания. Постижение гармонии природы, ее мудрости - это и есть суть внутреннего самосозерцания. И застывшее озеро и лес вторят его глазам (взгляду), а они как вход в его внутренний мир, который как зеркальное отражение пейзажа.  Глаза как точка (в истории). Сложно передать словами то, как раскрылось глубина понятия созерцание для меня в этой  картине.
Сокровенность момента, природа хранит безмолвие, замирание  времени и  бесконечность. В теле рождается умиротворение, легкость, молитва, самосозерцание. И ты как бы слышишь зависший гулкий низковатый протяжный звук и эхо над водой. Тело неподвижно, оно как бы зависло и замерло, дыхание поверхностное и медленное, его почти нет, кровоток еле слышен. Тшшшш...

А напротив весит "Юность Сергия Радонежского". И ты сморишь и все иначе.   В душе раздается звонкий переливчатый звук колокольчиков, высокий и на разные лады. Ты пробуждаешься и сразу оживаешь, возрождаешься. Сердце  учащенно бьется, в душе пробуждается предвкушение радости, весны. Мышцы есть, они трепещут.  И в сердце радость  до слёз, восхищение,  ликование. Радость тихая, радость  умиления от красоты такой, что и тронуть боязно, только любоваться и дивиться ее божественности. И здесь что-то в тебе рождается. Слезами оно подкатывается, а слова не идут, не описывают эти чувства. Русская вера. Русский Христос: смирение и стойкость, благоговение, вера абсолютная с самозабвением, с полным принятием  судьбы и верою, что Бог рядом всегда, что Он в тебе и с тобой и во всем вокруг.
Хрупкость, нежность.
Возможно ли нашему современному человеку представить подобное единение  с природой, неспешное созерцание, длящееся столько сколько душа просит, а данном случае бесконечное. Другой мир.



Юность Преподобного Сергия. 1892-1897. Холст, масло. 247х229. Рассмотреть в деталях.
Природа вся весною дышит,
И Сергий голос леса слышит -
Ему живой, зелёный шум
Не навевает горьких дум,
А навевает только радость,
Смиренье, праведность и благость.
И чист, и мудр Святого взор,
Вбирающий в себя простор.


Видение отроку Варфоломею. 1890. Холст, масло.  Рассмотреть в деталях.

"Видение отроку Варфоломею". Как песнь на два голоса: высокие и чистые звуки нежности и низкие монументальные мудрости. Колорит трав поражает красотой. Образ отрока родился, когда Нестеров увидел деревенскую девчушку: белокурая, трогательная, с большими чистыми  голубыми глазами она после долгой болезни первый раз вышла гулять. По эскизам видно, как создавался образ, как чувством подбирался пейзаж и дуб. Чтобы  это прочувствовать, надо иметь опыт восприятия разный деревьев, того же дуба, русских полей и далей,  пения птиц и дуновения ветра... Умение ВИДЕТЬ и ВОСПРИНИМАТЬ - это умение художника, и в этом он черпает идеи своих образов.



"Царевич Дмитрий, убиенный"
Из блокнота: мазок на всей фигуре Дмитрия, как будто-то затерт, счищено лишнее, сглажено, но легкий контур присутствует. Контурная линия лица перетекает в одеяние. На одеждах есть паутинчатый узор, дающий легкое ускользающее движение, проглаживание.  Дмитрий не материален, это эфир, душа. И мир вокруг уже не земной. В теле позвоночника нет, легкость, прозрачность, дыхание еле слышное, поверхностное, кровотока нет. Да и тела нет. Воспарение, погружение в блаженство, что-то ускользающее, готовность к божественным объятиям и любви. Смиренное принятие судьбы.



"Княгиня Елизавета Федоровна". К сожалению, не самая лучшая картинка, лучше не нашла.

Очень мне запомнился этот этюд Княгини Елизаветы Федоровны. Сложно сказать чем... просто как-то близок мне показался. Придя домой почитала о ней. Очень не простая и героическая судьба (почитать можно тут). На портрете она как свет, прохладный, нежный, обволакивающий, но при этом стойкий и героический, монументальный. Здесь не видно, но букет нежно розовый с нежно зеленым, со  свечением. Её стойкость - это ее вера и абсолютная любовь к миру.

Грусть удивительных глаз,
В молчанье застыла слеза...
Скорбно-мучительный час
В вечность уводит тебя.

Лилии белый наряд,
За монастырским окном
Поминальные свечи горят
Словно выводят пером

Завещанья последнее слово:
"В Царство Божье чрез скорби дорога,
В Царство Божье путь узкий ведёт,
За прощенье - прощение ждёт".

Покинув блистательный мир,
Заменив жемчуга на Распятье,
В мир вошла, что был беден и сир,
Став на паперть судьбы в одночасье.

Что мир? - безумен и груб.
Распяв однажды Бога на Кресте,
Коснулся жалом нежных губ,
Его помиловать моливших в темноте.

И пением прорвалась тишина,
Над старой шахтой Ангелы парили...
Взметнулась в вечность бездны глубина
Прощением Княгини-монахини.

Напевам райским отозвалась тишина,
Навстречу устремлялась Херувимам.
Катерина Аленина
25 ноября 2007
Москва

Как медлительны,  до остановки,  его пейзажи.

Посмотреть на Яндекс.Фотках Молчание. 1903. Холст, масло. 71,7x116.

Портреты он писал уже в преклонном возрасте.



Посмотреть на Яндекс.Фотках Портрет скульптора В.И.Мухиной. 1940. Холст, масло. 81x75.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Портрет О.М.Нестеровой. 1905. Холст, масло. 142,7x125,2.
Ольга почти на всех картинах какая-то демоническая.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Е.П.Нестерова за вышиванием. 1909. Холст на картоне, масло. 43,2x60,5.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Философы. 1917. Холст, масло. 126x126.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Девушка у пруда. Портрет Н.М.Нестеровой. 1923. Холст, масло. 89x93,2.



Посмотреть на Яндекс.Фотках
Портрет И.П.Павлова. 1935. Холст, масло. 83x121.

Это лишь малая часть картин представленных на выставке. Да и записей в моем блокноте еще очень много...
О многом еще хочется сделать запись в ЖЖ, но может позже... когда прочитаю "На горах" и " В лесах" Мельникова-Печерского. Именно эти произведения положены в основу серии Нестерова "Роман в красках".

Сходите на выставку, и лучше не один раз...

Специально к выставке выпущен каталог-альбом (цена всего 1000р), в который вошло более 400 иллюстраций, воспроизводящих картины, акварели, эскизы, архивные фотографии. В нем впервые опубликованы новые датировки ряда произведений, уточненные в ходе реставрационных и атрибуционных работ. Подготовлено самостоятельное электронное издание. Образовательная программа включает лекции, встречи со специалистами в экспозиции, экскурсии, тематический концерт, художественную практику в Творческой мастерской. На время работы выставки возобновляются «Четверги допоздна».
Еще там же продается журнал "Галерея" полностью посвященный выставки М. Нестерова (цена 350 р).

творческие привычки, национальное, духовный опыт

Previous post Next post
Up