США: Шотландские озёра.

Oct 14, 2014 15:53


Представьте себе золотые лиственницы и ни одного человека вокруг. Понимаю, это сложно представить. В отличие от восточного побережья, лиственные леса которого щедро окрашиваются в красные и золотые цвета, таёжные ёлки местных лесов сохраняют свой темно-зелёный оттенок весь год. Кроме кустов, фактически единственное дерево, которое дарит настоящий осенний цвет - это реликтовая альпийская лиственница, растущая в относительно редких отдельных островках горных долин. Из-за её популярности и краткого сезона, во всех основных местах, таких как знаменитые несчастные зачарованные озёра и других, туристов будет зачастую больше чем деревьев.

Шотландским озёрам относительно повезло (или не повезло, смотря как посмотреть). Шотландские озёра - секретный уголок популярного в других местах заповедника дикой природы альпийских озёр. Шотландские озёра - требуют долгого хитрого пути и определённой настойчивости, что делает их мало известным местом среди туристов. Благодаря наследию железнодорожных грантов 19-го века, к Шотландским озёрам нет ни одного простого способа подъехать на какое-то разумное расстояние, кроме как через частные земли. Поход пешком вокруг возможен, но это долгий и мрачный поход. По краям частных владений, через вырубки, охотничьи угодья и выжженные пожарами участки. В обмен на это испытание, у Шотландских озёр вас ждёт полное одиночество. Фактически за три дня я встретил в лесу только одного незнакомого человека: охотник на мотоцикле остановился и замер с нацеленным в темноту ружьём, услышав мои шаги в лесу. Я тоже замер. Сейчас как раз официально открылся охотничий сезон на оленей, но в долины у подножия Шотландских озёр официально пускают только охотников-инвалидов по лотерее и не более четырёх человек в день. На мотоциклах иногда проезжают нарушающие местные жители, которым плевать на все законы. Ненавижу охотников.

Другая необычная особенность, так радикально отличающая леса здесь от лесов восточного берега, особенность всех северо-западных лесов от северной Калифорнии, через Канаду и до Аляски - это необычайная сухость летом. Даже самые дождливые регионы, регулярно побеждающие все мировые рекорды дождя и снега, такие как тихоокеанское северное побережье, становятся настоящей пустыней на пару летних месяцев. Влажность падает почти до нуля, яркое солнце светит каждый день, и целые леса елок с высыхающими иголками превращаются в ряды спичек. Этот 2014-ый год был особенно плохим в штате Вашингтон. За лето сгорело более 1400 квадратных километров леса. Огонь бушевал так, что легко перепрыгивал реки и шоссе, а гриб дыма над горами, как от ядерного взрыва, был виден даже из города. Желающему пройти до Шотландских озёр приходится идти через долины стоящих чёрных деревьев, вдыхая серую золу с каждым тяжёлым шагом, как по песку.

Сейчас экологи понимают, что пожары - необходимая часть экосистемы леса и пожары больше стараются не тушить, только останавливать их там, где они подходят слишком близко к поселениям людей. Но сто лет назад мода была совсем другая и первые пожарные региона бросались сразу на любой, даже самый маленький, лесной пожар, надеясь остановить стихию в зародыше. И ещё сто лет назад горы штата Вашингтон были практически не исследованы человеком, кроме редких участков известных индейцам и золотоискателям, которые старались быть довольно скрытными по поводу своих открытий.

Вы, возможно, не знаете этого человека, но каждый живущий в штате Вашингтон хорошо знаком с результатом его трудов. С 1908-го по 1931-ый год Альберт Хал Сильвестр служил в должности первого директора Национального Леса Виначи. Хал сообразил, что для организации эффективной работы пожарных, необходимо создать подробные карты леса и назвать реки, озёра, долины и горы для простоты опознавания местности. Путешествуя по горам на лошадях он постепенно составлял первую карту, придумывая одно название за другим.

Сейчас невозможно точно сказать, сколько названий придумал Сильвестр, так как подробных карт до него не существовало, но какие-то народные названия уже были, которые он, частично, сохранял, а частично, наоборот, искоренял. Каждый знакомый с американской географией знает, что в названиях улиц, городов и районов здесь нет особого разнообразия. Хал боролся с этим как мог, искореняя одну за другой Козлиную гору. «В штате Вашингтон больше козлиных гор, чем коз», - как-то сказал он. В любом случае Хал придумал как минимум тысячу и, возможно, около трёх тысяч географических названий.

Именно Хал придумал название горы Грязная Рожа (и, вероятно, «народную» легенду происхождения этого названия). Именно Хал первым из европейцев открыл долину зачарованных озёр, почувствовал себя зачарованным и так её и назвал. Проснулся с инеем на носу у подножия горы Морозная. 2265-метровая гора Плащ была так названа, потому что Хал потерял на ней плащ, а гора Кодак получила название из-за разбитой по пути новой камеры. Перевал Кастрюля никак не напоминает кастрюлю, но зато на нём Хал нашёл ржавую кастрюлю, вероятно оставленную кем-то из золотоискателей.

В некоторых местах своими названиями Хал составлял целые сказки. Гора Лабиринт получила такое название из-за сложности пути, а озёра под ней, по ассоциации, получили названия Тесей и Минотавр. В других местах Хал вспоминал северные легенды, так получилось озеро Вальхалла и перевал Асгард. Ручей на горе Северное сияние получил название Аврора, а три горы в долине рядом получили названия по маркам популярных тогда дрожжей: Роял, Кресент и Шилинг. Два притока ручья Индейца он назвал Тиликум и Клучман, по индейским жаргонным словам со значением "друг" и "жена", решив, что у индейца должен быть один друг и одна жена. Хал назвал горы Давид и Ионофан рядом, а гору Саул вдалеке через ручей, запечатлев в местных скалах древнееврейскую легенду.

Хал называл места и по именам людей, как известных, так и просто в честь своих друзей и знакомых. Все горы в массиве Поэтов получили названия по именам знаменитых американских поэтов: По, Брайант, Ирвинг и Лонгфелло. А гора Клоне, наоборот, получила свое название в честь любимой собаки Хала. Он же начал традицию называть почти все озёра женскими именами: озеро Алиса в честь своей жены, озеро Маргарита в честь дочери. Озеро Мэри по имени сестры знакомого лесника, озеро Флоренс по имени подруги этой сестры, озеро Августа по имени своей матери, озеро Эдна в честь любовницы другого знакомого лесника, озеро ("лох") Эйлин в честь дочери третьего лесника и т.д. и т.п.

Все Шотландские озёра назвал тоже Сильвестр, хотя среди его знакомых женщин, имена которых он дал этим озёрам не было ни одной шотландского происхождения. Но ведь звучит: лох Эйлин.

Несмотря, что именно с его лёгкой руки зачарованные озёра стали самым популярным местом местных гор, сам Хал не считал их своими любимыми. В сентябре 1944-го года Сильвестр взял двух лучших друзей в поход в действительно любимые места у Шотландских озёр. В то время люди путешествовали по горам только на лошадях и в компании трёх друзей шли девять лошадей: по одной ездовой лошади и по две лошади с поклажей на каждого. Как и каждый классический путь Сильвестра, путь в долину Шотландских озёр занимал много дней. В первый день компания заночевала у озера Чивакум. Оттуда они завернули в прекрасную долину Эвинг, после чего поднялись по камням к озеру Лиственниц. Далее путь стал труднее. Озеро Чаша требует довольно крутого подъёма по камням. Это небольшое озеро почти всегда покрыто льдом, а на склонах перевала Мёртвой Лошади никогда не тает снег. Перевал Мёртвой Лошади так назвал сам Хал, когда у него там ещё никогда не погибала лошадь, просто он где-то услышал эту легенду от золотоискателей.

Чёрт возьми, вглядитесь в этот каменистый склон. Его плохо видно на моих фотографиях из-за того, что всё время валил дикий поток мокрого снега, но это, простите, не место для лошадей. Со всем современным оборудованием я не рискну подняться по такому перевалу в плохую погоду даже просто пешком. Но те времена были другими и отношение к лошадям тоже было другим.

Первым упала одна из грузовых лошадей. Она быстро скатилась по камням и моментально погибла от ударов. Её груз сняли и перегрузили на оставшихся лошадей, а компания снова пошла вверх. Вторая грузовая лошадь поскользнулась всего чуть позже. Она задела лошадь на которой ехал Хал, эта третья лошадь упала и Хал оказался на камнях под ней. Друзья поняли, что дела плохи и поскакали назад за помощью. Доктора смогли найти в два утра на следующий день. Доктор Дик Митчел сам был отличным мастером конного спорта и смог доскакать до Хала с другой стороны перевала к 8:30 утра того же дня. Служба Лесов соорудила цепь конников, чтобы перевести Хала в больницу. К сожалению, в этот день пошёл снег, затруднявший работу спасателей. Наконец, 14 сентября 1944-го Хал Сильвестр, великий называтель гор, рек и озёр, скончался. В честь него, и в качестве редкого исключения из правила называть озёра в именами женщин, одно из горных озёр, рядом с озером Алиса и недалеко от озера Маргарита, получило название озеро Сильвестр.

Как я уже сказал, систему озёр в прекрасной долине Эвинг Хал назвал Шотландскими не потому, что кто-то из его друзей был шотландцем. Просто болотистая и низкая, эта долина напомнила ему сказочную Шотландию. В полном одиночестве, под свинцово серыми небесами, проливным дождём и снегом, мне повезло увидеть эту долину думаю именно такой, какой её полюбил Хал: мрачной, задумчивой, мокрой.

В таком месте хорошо сидеть и думать о том, как в жизни не хватает булочек.










































































































































истории
архив
поиск
заказ
инфо
стат

larix lyallii, дикая природа альпийских озёр, грибы

Previous post Next post
Up