А ещё я крестиком могу. А ещё, вы не поверите, но я искренне люблю готовить. Только вот с рецептами у меня плохо.
Тут такое дело. Мне повезло последние пару лет жить в сельской местности. Вокруг дома - десятки ферм. Это необычайная роскошь на самом деле, благодаря которой я смог полностью перестать ходить в магазины (из принципа). С некоторыми из своих фермеров я общаюсь через фейсбук, узнаю когда у них что новое появилось и захожу или прошу занести. Другая очень приятная ферма находится прямо на моём велосипедном пути с работы домой. У них там у дороги стоит (ну точнее стоял, пока зима не наступила) вагончик в который они ежедневно клали разные свежие, только что с поля, овощи и салаты. В самом вагончике никого нет, но можно зайти, бросить денежку в ящик и взять то что нужно. Ну или взять овощей в долг, а вернуть потом, по желанию.
Проблема с этой роскошью простая. Готовить приходится не из того, что в рецепте, а из того что выросло. Не поймите меня неправильно, получается вкусно. Ну правда же, испортить свежие, только сегодня сорванные с огорода листья и разноцветные красивые овощи невозможно. Но есть в этом что-то однообразное. Блюда у меня получаются ровно четырёх видов. Сборная солянка из тушёных сезонных овощей и листьев. Сборная солянка из варёных сезонных овощей и листьев. Сборная солянка из жаренных сезонных овощей и листьев. И из сырых, она же салат. Всё.
А иногда же хочется чего-то такого, ну красивого, сложного, где всё продумано. У меня есть несколько книжек рецептов, включая знаменитую «библию вегетарианца». Там много овощных рецептов, но, к сожалению, многие из них по-видимости взяты из южно-европейской или средиземноморской кухни. И вот читаешь и спотыкаешься: возьмите лук репчатый, корень фенхеля, добавьте сок лимона. Где, спрашивается, я в Дювале возьму лимон? Они бы ещё банан попросили бы. Ну не растёт в северном климате такого.
Недавно проходил смотрю у них на полке в вагончике лежит несколько пузатых корешков с названием rutabaga. Надо же, какое смешное слово, подумал я (ну никогда до этого я такого овоща не видел, бывает). Решил взять, чтобы хоть принести домой и посмотреть, что это такое и как оно называется по-русски. Оказалось, что по-русски этот корешок называется брюква. То есть и по-русски звучит смешно. А ведь мои предки, вероятно, ели эту брюкву сотни лет.
Что приводит меня к такой мысли, если уж готовить, то готовить по-русски. Есть у меня такое коронное русское блюдо - щи с грибами. Рецепт мне показал коллега, как ни странно, в Японии. Он интересовался кухнями народов мира очень серьёзно. И у него была русская книга рецептов, такая настоящая, дореволюционная, с буквами ять и без картинок (что кстати, хорошо, меньше расстраиваешься когда визуально результат не совпадает с ожиданием). Таких нынче не достать.
Вегетарианских рецептов, увы, в столетней русской книжке было немного. Более того, многие начинались с фраз вроде «выберите на рынке жирного порося». Но был один суп. С грибами лисичками и множеством разных корешков. Я так вообще обратил внимание, что русская кухня использует очень много корней. Там, где зима много месяцев в году - это удобно, ведь корнеплоды можно хранить долго. И никаких лимонов, прости господи, не надо.
В Японии, со всем огромным разнообразием продаваемых там продуктов, с русским рецептом, надо признать, были большие сложности. Вместо лисичек, например, пришлось использовать шиитаке. Я уж молчу, что в той стране было свежей свёклы не достать (только в консервах).
Совсем другое дело здесь. У Дювальских фермеров осенью не только вырастает свёкла, её вырастает много видов и цветов. И едят у неё, оказывается, не только корни, но и ботву (у разных видов).
Это осенью я сделал ещё одно удивительное открытие. Однажды, зайдя в вагончик фермеров я увидел все составляющие для щей с грибами. Все. Капуста зелёная, корешок пастернака три штуки, морковка две штуки, корешок сельдерея, картошка две штуки, укроп и петрушка, лисички дикие Дювальские, семена пименты и лавр благородный, томат из парника, жёлтая луковица и долька чеснока. Некоторых из этих вещей я не то что в Японии, я и в Москве то не помню, чтобы видел (ну вот не помню корня пастернака лугового и корня сельдерея). А тут всё как на подбор (только грязное и в земле). Как будто простой американский фермер специально расположил по полкам все составляющие дореволюционного русского супа и ничего лишнего.
Варил этот суп я, как обычно, до посинения, то есть часа два. Есть что-то удивительно удовлетворяющее и медитативное в этом процессе. В точном следовании древнему рецепту. В знании, что вот все эти пропорции, это не просто так, это не просто сборная солянка всех варёных овощей с грядки, а продуманный и уникальный опыт, часть человеческой культуры и истории. И как же оно удивительно, что оно так совпало, что вот на совсем другом континенте и в совсем другом времени, земля и труд людей создали точно эти, необходимые для успеха плоды.
Суп получился синий вкусный. Очень вкусный. И только потом до меня неожиданно дошло. Я ведь просто медленно и точно следуя рецепту покидал в большую кастрюлю с водой всё что было на полке в вагончике у фермеров. Я сварил самую обычную столетнюю русскую-народную сборную солянку из сезонных осенних варёных овощей и листьев.
историиархивпоиск заказ инфостат