Если выбирать какой храм самый главный для христиан, то это будет, наверное, «Храм Гроба Господня» в Иерусалиме. А вот какой интересно будет самый главный православный храм на территории России? Есть такой? Надеюсь если и есть, то это не ХХС. В любом случае христианство давно и в России и во многих других странах наслаждалось статусом государственной религии, а цари и князья, как известно, молятся тому же богу что и рядовые, но зато любят чтобы связь с богом была удобной и готовы это оплатить - так что самые красивые и известные храмы почти всегда в столицах - и Киево-печерская Лавра в Киеве, и Храм Василия Блаженного прямо на Красной Площади, и Собор Парижской Богоматери в Париже. В Японии со статусом государственности у религий сложилось чуть сложнее. Хотя бы потому, что в Японии всегда соседствовали как минимум две религии, а большинство жителей совмещали веру в обе религии одновременно (что является несколько шизофреническим процессом, так как Синто, например, считает что умершие становятся богами и помогают своим потомкам являясь им иногда в форме духов, а Буддизм учит, что умершие заново перерождаются, опять же в своих потомках, ну да ладно). В любом случае, любовь правителей, кажется, все-таки немного перекашивало в сторону буддизма и самые известные буддийские храмы находятся больше в старых столицах - Наре, Киото и Камакуре. А вот зато главные (по крайней мере в религиозном смысле) Синтоисткие храмы всё больше находятся в абсолютно неочевидных, в часть из которых туристам не только не просто добраться - им туда путь вообще закрыт. В Ономичи мы, к примеру, прогуливались рядом с храмом вход в который открывается раз в 35 лет. Один шанс я уже упустил, до следующего, наверное, не доживу. Не очень и хотелось :)
Буддизм, наверное, мудрая религия, и, как говорят, самая мирная на земле, но чтобы они там не говорили, а вход в любой буддийский храм охраняют демоны совсем не приветливой наружности. По крайней мере в Японии, в храмах самой мирной в мире религии, сложно найти статую без оружия и без выражения лица, которому позавидует любой стройбатовец идущий в «психическую атаку». Есть что-то мрачное в буддийских храмах, почти всегда одновременно и кладбищах, на этой земле, даже пугающее. По-моему, достаточно сказать, что самый любимый и часто встречающийся в Японских храмах буддийский бог - совсем не мой любимый полезный бог «Дарума», и даже не любящий пиво бог Эбису, а маленький Жизо.
Жизо - лечит души умерших детей. Родители, желающие помочь своему мертвому ребенку пройти более удачную жизнь в следующей жизни вяжут маленькую красную шапочку и надевают ее на голову Жизу. Так и стоят ряды серых Жизо в красных шапках при каждом храме. В древности, до изобретения презервативов и таблеток, Жизо работал богом контрацепции. Когда в семье рождался ребенок, которого родители не могли или не хотели кормить, то ребенка убивали, а ещё один Жизо зарабатывал новую шапочку.
Умирают в Японии и сейчас тоже всегда по буддийскому обряду - небольшие крематории при храмах сжигают тело, а родственники перекладывают в урну палочками (как для еды) несгоревшие косточки покойного.
Синто - значительно веселее! Мне нравится больше, и по многим причинам. Во-первых, синто - значительно более коммерческая, - любой храм - это что-то большого магазина разного счастья, удачи, и вечной любви. Продаются заговоры, исполнения желаний и супружеская преданность - и все за скромную плату. Зато вход в храм всегда бесплатный, в отличие от многих буддийских храмов в Киото, которые не стесняются брать деньги за вход с посетителей. Ну и конечно хорошо то, что в синтоистких храмах, средь старинных заплесневелых строений, всегда бегают прекрасные служительницы культа - мико - в таких ярких, смешных, почти клоунских, красных штанах - хакаме.
А вот такая табличка, например, просит богов о любви. И никого не смущает, что купидон с нимбом - это из совсем другой сказки!
А все потому, что Синто не жадничает на богов и божественную силу. Одним богом больше, одним меньше - какая разница, когда их, по последним японским переписям, уже более 8 миллионов. В древности, до Мейджи, в Японии был лунный календарь. Каждый месяц в нём назывался не так как сейчас - первый-месяц, второй-месяц и т.д., а по имени одного из наиболее важных синтоистких богов. Все, кроме 10 месяца луны (октябрь-ноябрь), который назывался Канназуки - месяц без богов. Второй по религиозной важности синтоисткий храм в Японии - Изумо Тайша, находится далеко-далеко от больших столиц и главных дорог, на берегу японского моря, ближе к южному кончику Хонсю. Это крошечное место, которое обычно и не умещается на карте, знаменито ровно тем - все 8 миллионов богов раз в году, в 10 месяц луны, собираются на большую конференцию именно здесь. Когда повсюду суббота - только здесь еще пятница, и только в Изумо Тайше 10 месяц луны назывался по-другому - Камиаризуки - месяц всех богов.
Вход в храм перевязан ленточкой, точнее замечательной двухтонной веревочкой. Вот она какая.
Счастье тому - кто попадет в эту веревочку монеткой так, что она в ней застрянет. Всем очень хочется.
А вообще, главное, - это то, что Синто вообще не занимается смертью. В синтоистких храмах не хоронят. Есть только одна церемония, которую японцы всегда проводят в синтоистких храмах - в них женятся.
истории архив поиск заказ инфо стат