Москва железнодорожная. Часть II От пара к дизелю и электричеству

Mar 29, 2015 19:17



Паровозы, о котрых мы говорили вчера, несмотря на технический прогресс и относительную дешевизну использования (дешевый уголь, вода), поэтапно уступали место растущей инфраструктуре повсеместного электричества, и уходили в прошлое. А на их место приходили более мощные и эффективные тепловозы и электровозы.


01.Здесь в музее на Рижском вокзале, тепловозная экспозиция начинается с серии ТЭ-2 "Бычок" Харьковского завода транспортного машиностроения. Это грузопассажирский тепловоз мощностью 2x1000 л.с. (двухсекционный). Тоесть достаточно слабенький, дабы полноценно заменить паровоз Феликс Дзержинский например (максимальная мощность 3100 л.с.) Тем не менее, за семь лет с 1948 по 1955 было построено 528 локомотивов этой серии. На смену им пришли ТЭ-3



02.О, я любил в детстве наблюдать за этим редким для меня тепловозом! Мне казался он огромным, и каким-то высоким. ) Двухсекционные грузовые тепловозы, серии ТЭ-3 строились с 1953 по 1973 на Харьковском Ворошиловоградском (Луганском) и Коломенском заводах. За эти годы было построено 6809 локомотивов. В 70-е они считались самыми распространенными тепловозами в СССР.        


03. Вы только вчитайтесь в эту уникальную табличку!  После постройки в 1964 году, этот локомотив проработал всю свою жизнь на Южно-Уральской железной дороге.  



04. Тепловозы серии ТЭ-7 был созданы как пассажирский вариант тепловоза серии ТЭ-3. Строились они в период с 1956 по 1964 годы, все там же в Харькове и Луганске (всего построили 113 локомотивов). Сперва их использовали на линии Москва-Ленинград и Москва-Киев. Причем 650 км в Ленинград тепловоз преодолевал за 6 часов, 20 минут (конец 50-х!)  А после 1963, работали на линиях Малоярославец-Киев-Жмеринка, Смоленск-Минск-Брест, Минск-Вильнюс-Калининград и др.



05. Где конкретно работал представленный здесь "ТЭ7-080" я не знаю. Лишь на исходе своей карьеры в 1990-е, в качестве грузового тепловоза работал на Северной железной дороге.        



06. Опять синий цвет, - значит тепловоз предназначен для пассажирского использования.



07. Всего этой серии (ТЭП-10) было построено 335 тепловозов. 



08. Максимальная скорость 140 км/час. Так что его использовали даже на электрифицированных участках Горьковской железной дороги. Конкретно этот тепловоз работал в Саратовском и Муромском депо.  



09. Но настоящее пассажирское "признание" получил этот тепловоз серии ТЭП-60. В период с 1960 по 1985 годы на Коломенском заводе было выпущено 1240 единиц! Самый массовый пассажирский тепловоз СССР. Развивал максимальную скорость до 160 км/час!



10. Почти современный грузовой тепловоз 2ТЭ10-М строился в период с 1981 по 1990 годы. Длиннющий! Видел на Дону кажется трехсекционные такие тепловозные составы.   



11. Помимо магистральных тепловозов, здесь на Рижском вокзале есть парочка маневровых. Прежде всего харьковские ТЭ1-20 (Всего 297 единиц построено с 1947 по 1950 гг).  



12. Чехословацкий ЧМ32. Сравнительно маломощный тепловоз (всего 750 л.с.) зато с автоматической коробкой передач! ) С 1958 по 1963 было построено и поставлено в СССР 522 тепловоза. 



13. Наконец самая массовая серия ТЭМ2 Брянского и Ворошиловоградского заводов. Всего было построено 6 224 тепловоза!


14. Потрясающе красивый дизель поезд Д1. Строились в Венгрии с 1964 по 1976 годы по заказу СССР.


15. Работали в качестве пригородных поездов, на участках не предназначенных электрификации.Например этот состав работал на пригородных участках Смоленского и Тульского направлений Московской железной дороги.



16. Помню такие "на ходу". Всего было построено 608 поездов. На 2013 год в эскплуатации на постсоветском пространстве находилось около 70 поездов, в основном на Украине (Одесса, Львов) и в Молдавии.  



17. В России Д1 уже не эксплуатируется. Собственно как и пассажирский электровоз ВЛ22 "Владимир Ленин". Строились с 1947 по 1958 год в Новочеркасске.



18. Этот электровоз (2026) работал на Свердловской железной дороге. 



19. Грузы возил тоже ВЛ "Владимир Ленин". Серия ВЛ8 строилась в Новочеркасске и в Тбилиси. Этот образец как раз Тбилисской постройки (1967 года) и работал на Северо-Кавказской ЖД.



20. Еще один вариант ВЛ23 все того же Новочеркасского электровозостроительного завода. Эти локомотивы эксплуатировались на Октябрьской, Западно-Сибирской и ЖД.

.

21. Более узнаваемые формы грузовых электровозов начинаются с серии ВЛ10, которую начали строить в 1961 году. За внешний вид эту серию (и последующие ВЛ11, ВЛ80,  внешне выглядят практически одинаково) прозвали "Авророй". Очень удачно по-моему. ) 



17. Рижская электричка 50-х (Ср3, строились в период с 1952 по 1958 гг)



18. И она же из 60-х-70-х.  Этот вариант я застал. Помните характерные деревянные сидения?   



19. Этот состав работал сперва на Юго-Западной ЖД, в депо Фастов (с 1966 по 1978 гг). А после в Брянском депо с 1978 по 2004 годы. Общий пробег 4 758 561 км! )



20. Красивые формы. Вам какие больше нравятся из 70-х или 80-х? )



21. Здесь среди экспонатов есть еще один электропоезд рижского производства ЭР22 1968 года. Этот тип поездов спроектирован под высокую платформу. Всего за период с 1964 по 1968 гг было построено 66 составов.   



22. Чехословацкий пассажирский электровоз ЧС3 1961 года работал на Южной и Западно-Сибирской ЖД.  (Всего таких было построено 87 электровозов)



23. ЧС4 - за необычные формы прозвали "Аквариум" ) Выпускался с 1965 по 1972 годы в Чехословакии (Skoda).  


24. К чешскому электровозу цепляли гэдээровские спальные вагоны...



25. И куда-нибудь на юг, или на восток.



26.



27. Есть здесь несколько эксперементальных экспонатов. Коломенский электровоз ЭП200 построенный в 1997 году для высокоскоростной эксплуатации (конструкторская скорость до 270 км/час).


28. В 2001-2002 прошел опытную эксплуатацию с пассажирскими поездами на участке Вязьма-Брест, после чего занял свое почетное место среди экспонатов музея. Что же, не судьба. )



29.Советский скоростной электропоезд ЭР-200 стал на регулярную линию Москва-Ленинград в 1984 году. Всего было построено 2 состава, оба на Рижском вагоностроительном заводе. Долгое время, внешний вид этого поезда воспринимался как что-то эксперементальное и перспективное. В 2005 году я впервые проехался на нем в Санкт-Петербург, кажется за 4 часа?  



30. А это уже российский опытный высокоскоростной электропоезд "Сокол" (ЭС-250) построенный в 2000 году... И увы, занявший свое место в музее. Подробно о нем.



Замечательный получился музей. Я был здесь лет 7 назад, количество экспонатов было значительно меньше. Если Вы здесь еще не были, - рекомендую!

Москва, железнодорожный транспорт, транспорт, музей

Previous post Next post
Up