Здесь все в лучших традициях перронного уклада, когда поезд подходит к большой по времени остановке и граждане по обе стороны перрона вовлекаются в привокзальную торговлю. Только вместо поезда - теплоход, а вместо перрона - причал. Следующая остановка после Енисейска, крупное село Ярцево, в котором сегодня полторы тысячи граждан должно быть проживают, либо числятся в качестве жителей села.
Начало рассказа:
ОКРЕСТНОСТИ КРАСНОЯРСКА КАЗАЧИНСКИЙ ПОРОГ ЧЕТЫРЕХСОТЛЕТНИЙ ЕНИСЕЙСК 01. Второй раз я здесь и многое меня удивляет. Свежие или обновленные дома, наличие мобильной связи (правда только Мегафон), и заметно большее количество разновозрастных староверов. Но об этом немного и позже.
02. А пока в двух словах о селе. Ярцево было основано в 1605 году (на 14 лет старше Енисейска!) как зимовье казаков и промышленных людей, двигавшихся не то на север не то на юг по Енисею. Краеведы утверждают что первыми постоянными поселенцами были архангелогородцы, вологжане и новгородцы, а много позже крестьяне с Урала. Все мирно жили в окружении тунгусских и остяцких племен. Чем занимались? Знамо чем: Рыбным и звериным промыслом да торговлей, благо Енисейск неподалеку, всего-то 300 км. Много позже к традиционным промыслам добавились заготовка и продажа леса. Судя по всему, лесом в Ярцево активно занимаются и сегодня.
03. Что касается названия, то происходит оно то ли от атамана Ярцева, сподвижника Ермака; То ли от высокого яра, на котором в конечном счете и возникло село.
04. Нас здесь уже ждут. На берегу.
05. На дебаркадере.
06. А за дебаркадером - настоящий рынок с различной снедью: рыба, овощи, ягоды, грибы, молочные продукты, готовые домашние блюда, варенье, чего тут только нет!
07. Стоянка теплохода "В.Чкалов", всего 35 минут, так что не теряя времени, поднимаемся в гору,
08. чтобы посмотреть село, насколько хватит времени.
09. Вообще-то рост населения села был стремительным лишь в XX веке. Отчего так - вопрос конечно интересный.
10. Вот что мне удалось выудить из истории относительно возможной динамики роста села:
К концу XVIII века, где-то через 180-190 лет от основания в Ярцево было всего 14-16 дворов, то есть где-то 150-200 человек.
Через 100 лет (280-290 от основания) количество дворов практически удвоилось до 29-30, а значит удвоилось и население.
В 1919-1920 году (сто лет назад) в селе проживало 514 человек (великое дело перепись населения!).
К сожалению далее я не нашел подробных данных о численности населения в разные период XX века, лишь косвенные. Так в период войны 1941-1945 года на фронт ушло более 600 мужчин, значит население было близко к 1300-1400 человек. Никак не меньше.
В 80-е годы, видимо в период максимального расцвета села, местный Леспромхоз выдавал до 500 тысяч кубометров древесины в год. К тому времени существовала развитая инфраструктура села включающая по меньше мере, школу (с 1897 года) с количеством учащихся до 600 школьников, дом культуры, больницу на 50 коек с родильным и хирургическим отделением, ясли, детский сад, радиостанцию, и многое другое. Даже запасной аэропорт на тогдашней воздушной линии Красноярск-Дудинка! Все это, и не в последнюю очередь крупный совхоз им Молокова, необходимо было обслуживать, и "пользоваться благами". Полагаю населения в эти годы достигало 2500-3000 тысяч селян, а то и больше!
Сейчас демография села - выглядит регрессивной, тоесть старшее поколение превалирует над младшим, а потому количество селян увы, уменьшается с 1610 человек в 2010 году до 1367 в 2016 году. Даже рост числа староверов не изменил эту отрицательную динамику.
Так от чего же стремительный рост села пришелся лишь на XX век? Очевидно что до советского периода рост населения был естественный, без заметных миграций. Ну а XX век, как известно, изобиловал различного рода "тектоническими сдвигами истории" (от всеобщего образования до ГУЛАГа и т.д.)
11. Что-то я ушел от темы, так рассуждая можно и на теплоход опоздать! )
Местные барбосы живут не внутри дворов, а вне. И поэтому они достаточно спокойны по поводу хождения чужих двуногих с незнакомыми запахами. Ну а проверять степень этой учтивости, мы по понятным причинам не стали. Еще обратите внимание, на высоту собачьей будки, - снега однако.
12. Староверы о которых я упоминал действительно встречаются много чаще, однако фотографироваться эти граждане как известно не любят.
13. Лишь издалека, любопытные мальчуганы, выглядывали и тут же убегали, прячась лишь в им известные закутки. Но и оттуда порой чувствовался внимательный взгляд не одной пары глаз.
14. Другое дело русские женщины, ловили моменты когда камера направиться в их сторону. Справедливости ради, отмечу что у этой доброжелательной хозяйки лучший, самый ухоженный двор из всех которые я видел в Ярцево! )
15. Бизнес у дебаркадера тем временем процветал. Внес свою лепту в местную торговлю и я, купив несколько больших стаканов с ягодой за 100 руб штука.
16. Рейсовые теплоходы "В.Чкалов" и "А.Матросов" заходят сюда парно (один по течению вниз другой вверх) через каждые три-четыре дня. Кроме того практически каждый день заходит рейсовый скоростной теплоход. Кажется это весь контакт с потенциальным покупателем. Кроме того, в последнее время увеличилось количество путешествующих туристов, в том числе и иностранцев. Все это не только полезно для торговли, но и интересно, другая культура.
17. "Марсоход" - АКС типа Марс-2000, нижегородской постройки, - единственный в своем роде на Енисее, обслуживает местную линию районного масштаба Ярцево-Кривляк-Майское.
18. Вернувшись на теплоход я с удовольствием продолжаю наблюдать за торговлей, по одну сторону от причала,
19. и по другую.
21. Вскоре теплоход мощно загудел, оповещая всех пассажиров об отправлении через 5 минут.
22. И все враз переменилось. Пассажиры двинулись на теплоход,
22. а местные торговцы начали собирать свою непроданную снедь,
23. и уходить по домам, до завтрашнего теплохода "А. Матросов", который должен зайти по пути из Дудинки в Красноярск.
24. Буквально за несколько минут опустели столы, ярцевцы и ярцевчанки разошлись во все стороны.
25. Бизнес закончился.
26. А мы, попрощавшись с Ярцево (и где-то через полчаса - с мобильной связью), отправились дальше по Енисею на север.
27. Поглядывая то на "Ярцевскую промзону" бывшего леспромхоза;
28. То на удаленную от дебаркадера часть села;
29. То на встречные и весьма редкие (еще одно заметное отличие от 2008 года) суда: Озерный Толкач ОТА-872, 1968 года Тобольской постройки, груженный лесом. Но почему-то двигается он не в сторону Игарки (куда обычно лес доставляют) а в обратную сторону в Красноярск.
30. Хутор
31. Дальше нас ждал визуальный relax.
32. И неожиданный встречный пассажирский транспорт, заменивший ходившие в прошлом Восходы. Это скоростной глиссирующий теплоход, постройки 2009 года на Зеленодольском заводе в Татарстане. Работает на ежедневной линии (день вниз/день вверх) Красноярск-Бор, перевозя максимум 100 человек на скорости до 70 км/час. Местная рабочая лошадь в общем.
Такие дела. Через часа три-четыре нас ждет еще одно схожее с Ярцево старинное село - Ворогово, о нем и поговорим в следующий раз.