Когда вся Европа зализывала раны после Первой мировой войны, в Мадриде (Испания как известно в войне не участвовала) открылось метро. Это случилось в 1919 году. К этому времени Лондонскому метро - первому в мире, - уже исполнилось 54 года. Счастливыми пассажирами метрополитенов также были Афиняне (1869), жители Будапешта (1896), парижане (1900), берлинцы (1902) и ньюйоркцы (1904). Возможно, я кого-то упустил, но на первый взгляд картина именно такая.
На сегодняшний день, Мадридское метро занимает 6-е место по протяженности в мире (после Шанхайского, Лондонского, Нью-Йоркского, Токийского и Пекинского метрополитенов). Его протяженность - 324 км. 13 подземных линий, 3 линии легкого метро. Всего 326 станций.
Источник 01. Ну что прокатимся?
Билеты чаще всего продаются в автоматах, русского языка нет (есть английский). Все интуитивно понятно, ничего сложного. Реже билеты можно купить в кассе, при наличии последней на станции. Карта метро на любой станции пожеланию предоставляется бесплатно.
Источник Стоит отметить, что метро в Мадриде для Европы сравнительно недорогое. Проезд на одну поездку стоит - 1,5 euro. При этом на 10 поездок - 9,30 euro. Есть и туристические проездные на 1,2,3,5,7 дней. Он именной, в него вписываются данные из паспорта (там ФИО, кем выдан, когда, прописка и т.д. Шучу конечно).
Турникеты, контролеры, все есть.
Источник 02. Бинго! Наконец мы на платформе. Сразу чувствуется влияние парижского метростроя.
03. Но в отличии от последнего, метро Мадрида - очень чистое.
04. В остальном, такие же узкие переходы, рассчитанные видимо на потоки начала века. Хотя кто знает, какие тогда были потоки?
Навигация в метро простая и интуитивно понятная.
05 Да, не московские дворцы и памятники архитектуры. Но в удобстве горожане себе не отказывают.
06. Понравился единый стиль оформления названия станции. На синей полосе, расположенной на одном уровне по всем станциям, пишется название. А под ней цветная полоса, соответствующая цвету линии на карте метро. Практично и удобно. Например, станция Legazpi кольцевой (серой) линии.
07. Станция Goya соответственно красной ветки.
08. Схема метро расположена и на улице, и на станции у турникетов, и на платформе, и в поездах. Так что ничего сложного!
09. Тут тоже.
10. Поезда разные. Я насчитал как минимум 5 видов. Обратите внимание как чисто!
11. Во многих составах, на остановках, двери автоматически не открываются. Для открытия двери надо нажать или соответствующую кнопку, расположенную прямо на двери, как на фото. Или специальный рычажок на более старых поездах. Впрочем, все как в Париже.
12. Вагон Type-3000. Понятное дело, напичканы электроникой и внешне и изнутри.
13. Состав состоит из 6 вагонов связанных изнутри единым неограниченным проходом. Всего по мадридской подземке бегает таких вагонов - 456 штук. Всех любителей деталей прошу
сюда (eng) 14. В год Мадридский метрополитен перевозит 690 млн пассажиров. Для сравнения Московский метрополитен 2348 млн человек (2-й в мире, после Токийского).
15. Таким образом, по пассажиропотоку Мадрид занимает 14 место в мире среди систем метрополитенов. 5-й в Европе, после Москвы (2348 млн), Парижа (1388 млн), Лондона (1090 млн) и Петербурга (836 млн).
16.
Type 2000 - самый распространенный состав в подземке.
17. Всего таких вагонов бегает 724 штуки.
18. Мне показалось, что вагоны этого типа немного тесноватые внутри.
19.
20. Еще один вид подвижного состава. Настолько редкий, что даже
официальный сайт мадридской подземки, ничего не пишет об этом типе. ))
21. Вид изнутри. (Просто фотограф какой-то кривоватый...)
22.
Type - 6000 - это еще один, четвертый тип вагонов встретившихся мне в подземке.
23. Всего порядка 132 таких вагонов работает в мадридском метрополитене.
24. Большинство станций имеет боковое расположение платформ.
26. Реже мозаика, чаще рекламные щиты - вот, пожалуй, и все украшение станций.
27. Станции не глубокие. Самая глубокая находится на глубине 49 метров (Cuatro Caminos).
28. Среднее расстояние между станциями - 630 метров на более ранних линиях, и 850 метров на более поздних.
29. На платформах отсутствуют различные автоматы, продающие напитки, газеты и т.д.
30. Еще один неопознанный тип вагонов. Подозреваю, что это
Type-8000.
31. Мадридское метро - одно из самых быстрорастущих в мире, и особенно в Европе. До Шанхая ему конечно далеко (с 1995 года - 434 км!). Но посудите сами. На 1980 год протяженность линий Мадридского метрополитена составляла 82 км (120 станций) За 31 год метро увеличилось на 242 км и 244 станции! Какое еще европейское метро может похвалиться такими успехами?
32. Все сказал!
Рекомендую всем кто не читал
Мадридский железнодорожный музей